27 апреля 2024

Отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области проведена проверка нормативных правовых актов органов исполнительной власти Воронежской области на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.

В соответствии с Законом Воронежской области «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» и указом губернатора области в систему исполнительных органов государственной власти, кроме администрации области, входят 35 органов.

В 2006 году исполнительными органами государственной власти области издано свыше 1,5 тыс. правовых актов, в 2007 году - более 2 тыс., в 1 квартале 2008 года свыше 500 правовых актов.

Проведенный анализ указанных актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов показал, что некоторые из них содержат положения, допускающие возможность коррупционных проявлений субъектов правоприменения, повышающие коррупционные риски.

Отличительным коррупциогенным признаком законодательства является наличие норм, допускающих их произвольные трактовку и применение государственными (муниципальными) служащими.

Подобные нормы содержит «Положение о грантах губернатора Воронежской области учреждениям культуры библиотечного типа», утвержденное указом губернатора области от 25 сентября 2007 года № 124.

Так, в соответствии с п.п. 4.1, 4.3 указанного Положения, заявки на получение гранта представляются одновременно с документами согласно перечню обязательных приложений к заявке. К участию в конкурсе допускаются заявители, представившие в установленные сроки полный набор документов, соответствующий всем критериям участия. При этом, порядок составления заявки на получение гранта и перечень необходимых документов, а также порядок рассмотрения проектов, критерии их оценки в Положении не установлены. Указанные документы должны быть разработаны и утверждены организатором конкурса - управлением культуры и туризма области.

Необходимо отметить, что согласно п. 3.3 Положения, организатор конкурса вправе отстранить от участия в конкурсе на любом этапе его проведения руководителя проекта в случае выявления недостоверных сведений, указанных им в представленной документации. При этом, перечень таких сведений и критерии оценки их достоверности Положением не установлены.

Кроме того, документы, направленные в конкурсную комиссию, участникам не возвращаются, не комментируются и не рецензируются, причины отклонения заявок не сообщаются, сами заявки не рецензируются и не возвращаются, результаты экспертизы являются закрытыми, а решение экспертного совета не может быть оспорено. Указанные нормы предоставляют организатору конкурса необоснованно широкие пределы свободного усмотрения. Исходя из данных положений управление культуры и туризма вправе без объяснения причин отстранить от участия в конкурсе «неугодные» учреждения культуры библиотечного типа. Учитывая размеры гранта (250 тыс.руб.), полностью исключить подобное развитие событий не представляется возможным.

Другим примером может служить следующее.

«Порядок материального обеспечения спортивных мероприятий», утвержденный постановлением администрации области от 09 июля 2007 года № 644, определяет перечень расходов, возмещаемых за счет средств областного бюджета при проведении мероприятий, проводимых управлением по физической культуре и спорту области.

При этом п.п. 3.2.2 названного Порядка предусматривает возможность установления «иных условий возмещения расходов» в отдельных случаях при проведении спартакиады городов и районов области, спортивных летних сельских игр.

Данная норма может способствовать нецелевому расходованию бюджетных средств, возникновению коррупционных проявлений в действиях должностных лиц, распоряжающихся этими средствами.

Коррупциогенные нормы содержит и «Положение о порядке заключения договоров об осуществлении инвестиционной деятельности», утвержденное постановлением администрации области от 16 мая 2007 года № 406.

При заключении указанного договора, в соответствии с Законом Воронежской области «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области», инвесторам предоставляется государственная (областная) поддержка в виде софинансирования за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Завышение требований в данном акте носит завуалированный характер и связано с характеристикой оснований для отказа заинтересованному лицу в реализации его права.

Так, п. 1.6  Положения содержит такое основание для отказа в заключении договора об осуществлении инвестиционной деятельности, как «представление организацией недостоверных сведений, предусмотренных настоящим Положением». При этом перечень таких сведений и критерии оценки их недостоверности актом не определены.

Кроме того, в п. 2.1 приведен открытый перечень документов, которые необходимо представить для заключения договора об осуществлении инвестиционной деятельности. Данный пункт предусматривает, что в зависимости от форм государственной (областной) поддержки, на которые претендует инвестор, Главным управлением экономического развития или отраслевым исполнительным органом государственной власти, в компетенции которого находится реализация инвестиционного проекта, «могут быть запрошены дополнительные документы для уточнения финансового состояния инвестора».

Какие именно документы подлежат представлению Положением не закреплено, хотя их непредставление может явиться основанием для отказа.

Согласно п. 2.5 названного Положения в случае принятия решения об отказе в заключении договора об осуществлении инвестиционной деятельности Главное управление экономического развития области в письменной форме направляет инвестору мотивированный отказ.

Норм, устанавливающих порядок обжалования решения об отказе в заключении договора, указанный правовой акт не содержит.

Всего в ходе проверки выявлено около 30 коррупциогенных факторов в правовых актах исполнительных органов государственной власти области.

Губернатору области и в Лицензионную палату Воронежской области направлены соответствующие информации.