03 мая 2024

09 декабря  2003 года на всемирной конференции в городе Мерида (Мексика) была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. В ознаменование данного события данная дата по инициативе ООН объявлена Международным днем борьбы с коррупцией.

Цель Конвенции – предупреждение и искоренение коррупции, которая является одной из основных угроз экономической и политической безопасности любого государства. Указанный международный договор обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, принять соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с данным негативным явлением.

На сегодняшний день Конвенцию подписали около 140 государств, ратифицировали около 40, в том числе Российская Федерация, которой предпринят ряд последовательных мер, направленных на борьбу с коррупционной преступностью.

Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции, Генеральной прокуратурой РФ, а затем на его основе и прокуратурой области, разработаны комплексные планы мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы.

Прокурором области реализовано право законодательной инициативы путем внесения в феврале 2008 г. в Воронежскую областную Думу проекта закона «О противодействии коррупции», что, в том числе, отвечает задачам, изложенным в Национальном плане противодействия коррупции. 24 июня 2008 года данный законопроект принят в первом чтении.

Важность проблемы, необходимость осуществления целенаправленных мероприятий по борьбе с коррупционной преступностью обусловили задачу формирования вертикали органов, отвечающих за осуществление государственной политики в данной сфере. Так, Указом Президента РФ от 06 сентября 2008 года № 1316 функции по борьбе с коррупционной преступностью переданы в единое ведомство Министерства внутренних дел – подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.

В органах прокуратуры созданы специализированные подразделения, консолидировавшие весь спектр полномочий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в том числе оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов, а также участвующие в рассмотрении судами уголовных дел о коррупционных преступлениях.

Создание в прокуратуре области отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции позволило более эффективно и результативно решать современные задачи, прокурорские проверки стали носить системный характер, что помогло вскрыть проблемы, как законодательного, так и правоприменительного плана, принимать меры к их устранению.

Высока координирующая роль прокуратуры области, выражающаяся в систематическом проведении совещаний руководителей правоохранительных органов области, на которых обсуждаются вопросы организации межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при решении вопросов борьбы с коррупцией.

Кроме того, распоряжением прокурора области создана межведомственная рабочая группа по вопросам координации и взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям, в состав которой вошли заместители руководителей правоохранительных органов области. Данной группой организована система сбора, накопления и обработки данных об эффективности и результатах работы по предупреждению коррупционных проявлений. На постоянной основе анализируется состояние исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействия коррупции, практика надзора и эффективность мер прокурорского реагирования.

Прокуратурой области приняты меры, направленные на обеспечение делового взаимодействия с общественными организациями, субъектами предпринимательской деятельности. Так, при прокуратуре области создан общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, в который вошли представители областных общественных организаций и союзов предпринимателей, проведено заседание «круглого стола» с участием указанных выше организаций.

Органами прокуратуры на постоянной основе проводится работа по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления с целью выявления в них положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения.

В текущем году отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции проведена проверка нормативных правовых актов органов исполнительной власти Воронежской области на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. В ходе данной проверки коррупциогенные факторы выявлены в 18 актах администрации Воронежской области и исполнительных органов власти области.

По итогам проверки принесены протесты на правовые акты, противоречащие действующему законодательству, которые рассмотрены и удовлетворены, в администрацию Воронежской области и лицензионную палату области направлены соответствующие информации. По результатам рассмотрения информации администрацией области разработан план по устранению отмеченных прокуратурой области недостатков, в соответствии с которым в нормативные правовые акты вносятся необходимые изменения.

Особое внимание уделяется вопросам соблюдения государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, установленных законодательством.

За истекший период текущего года органами прокуратуры области в рассматриваемой сфере правоотношений выявлено более 2300 нарушений действующего федерального законодательства, в том числе около 250 незаконных правовых актов.

По результатам надзорных проверок принесено свыше 200 протестов, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено более 70 заявлений, по результатам рассмотрения более чем 350 представлений об устранении нарушений законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено около 400 должностных лиц. О недопустимости нарушения закона предостережены свыше 80 должностных лиц.

Результатом согласованной деятельности правоохранительных органов области в текущем году явилось существенное увеличение выявляемых коррупционных преступлений.

Так, за 10 месяцев 2008 года выявлено 811 преступлений против государственной власти и интересов государственной службы, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года (681). Из указанного количества 194 преступления квалифицированы как взяточничество, что на 16% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (167).

Прокурорами с обвинительными заключениями в суды направлено 101 уголовное дело (значительное их число дел является многоэпизодными) в отношении 109 лиц, из указанного количества 15 дел о преступлениях, предусмотренных ст.290 УК РФ – получение взятки.