05 мая 2024

Благоприятной средой для возникновения и развития коррупционных проявлений является недостаточная требовательность к соблюдению бюджетного законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ненадлежащая работа органов финансового контроля.

Практика надзорной деятельности свидетельствует о том, что отсутствие надлежащего муниципального финансового контроля создает почву для различного рода нарушений и злоупотреблений. Прокурорскими проверками вскрыты многочисленные нарушения указанного законодательства, способные спровоцировать коррупционные действия должностных лиц органов власти, муниципальных учреждений, предприятий.

К примеру, нарушения порядка ведения реестров контрактов выявлены прокурором Бутурлиновского района, реестров закупок Борисоглебским и Лискинским межрайпрокурорами. В администрации Песковско¬го сельского поселения Поворинского района реестры муниципальных контрактов и реестры закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, не велись вовсе. В Борисоглебском, Бутурлиновском, Лискинском районах в муниципальных контрактах отсутствовали положения об ответственности поставщиков (исполнителей, подрядчиков), о порядке приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Прокурором Коминтерновского района города Воронежа установлены факты непринятия мер по предъявлению и взысканию с подрядчиков штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, предусмотренных государственными и муниципальными контрактами.

Прокурорскими проверками вскрыты нарушения, связанные с установлением порядка расходования средств резервных фондов муниципальных образований.

К примеру, решением Совета народных депутатов городского поселения город Россошь от было утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации городского поселения. Данным Положением определялся перечень направлений, на которые расходуются средства резервного фонда администрации города (проведение аварийно-восстановительный работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, материальная помощь жителям города в чрезвычайных ситуациях, разовых поощрений за особые заслуги перед городом и т.д.). При этом, Положение предусматривало возможность расходования средств резервного фонда на финансирование «других мероприятий и расходов», относящихся к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения город Россошь.

Неконкретная формулировка нормы Положения, предусматривающая возможность расходования средств резервного фонда на другие мероприятия, относящиеся к полномочиям администрации города, могла повлечь произвольную трактовку этого права с целью извлечения незаконной выгоды, а также принятие органом местного самоуправления произвольных решений. После вмешательства прокуратуры указанный коррупционный фактор исключен из Положения.

В ходе осуществления надзорной деятельности большое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам соблюдения государственными гражданскими служащими территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, служащими муниципальных образований требований законодательства о порядке прохождения службы, в том числе в части необходимости представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведения кадровыми службами муниципальных образований проверок достоверности представляемых гражданином персональных данных и указанных выше сведений при поступлении и прохождении службы, а также соблюдения связанных с этим ограничений.

К примеру, прокурором Железнодорожного района г.Воронежа при проверке в отделе государственного пожарного надзора названного района установлено, что служащими сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не представлялись вообще. Не представлялись такие сведения и муниципальными служащими сельских поселений Грибановского района.

Во многих муниципальных образованиях не соблюдались требования законодательства, регламентирующего порядок ведения личных дел муниципальных служащих.

Прокурором Семилукского района вскрыты факты занятия должностей муниципальной службы лицами, не отвечающими квалификационным требованиям по уровню образования, стажу муниципальной службы.

Нарушения законодательства о муниципальной службе, связанные с занятием близкими родственниками глав администраций поселений должностей муниципальной службы, непосредственно им подчинённых, выявлены прокурорами Семилукского района, прокурором города Воронежа.

Отдельными служащими допускаются нарушения запретов, связанных с прохождением муниципальной, государственной службы.

Так, прокурором Левобережного района г. Воронежа установлено, что муниципальный служащий Елфимов Ю.В. являлся учредителем и единоличным исполнительным органом (директором) коммерческой организации – ООО «Управляющая компания Советского района», а также учредителем коммерческой организации ООО «ЧАС». С октября 2008 года Елфимов состоял в должности начальника отдела взаимодействия с управляющими организациями по вопросам эксплуатации жилищного фонда управы Ленинского района г. Воронежа. По результатам проверки прокурором района в адрес главы администрации городского округа город Воронеж внесено представление.

Кроме того, по факту вхождения  начальника отделения участковых уполномоченных милиции ОМ микрорайона ВАИ Шалаева С.А. в состав учредителей ООО Охранное предприятие «Бюро охраны собственности» прокурором Левобережного района внесено представление в адрес начальника РУВД названного района г. Воронежа.

Прокурором Богучарского района внесено представление в адрес руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области в связи с тем, что инспектор отдела земельного контроля управления Долгих А.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Долгих А.М. уволен с государственной гражданской службы, инспектор отдела кадров привлечен к дисциплинарной ответственности.

Начальник отдела по культуре и работе с молодежью Эртильского района Гайфилина С.В. являлась доверительным управляющим имущества ООО «Эртильское ДРСУ», принимала участие в собраниях учредителей, участвовала в принятии решений по распоряжению имуществом общества.

Прокуратурой области на постоянной основе уделяется пристальное внимание вопросам эффективности борьбы с преступлениями коррупционного характера.

Отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции обеспечены сбор, накопление и обработка информации об исполнении законодательства при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях коррупционной направленности, а также об уголовно-процессуальной деятельности, направленной на расследование коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.

Контролируется ход расследования наиболее актуальных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в том числе совершенных должностными лицами органов местного самоуправления. Обеспечен действенный надзор за расследованием уголовных дел, находящихся в производстве отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Воронежской области.

Проверяются процессуальные решения следственных органов по всем уголовным делам о коррупционных преступлениях.

В 1 квартале 2009 года на территории области выявлено 475 коррупционных преступлений, в том числе 6 за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), 1 – за превышение должностными полномочиями (ст.286 УК РФ), 38 – за получение взятки (ст.290 УК РФ), 47 – за дачу взятки (ст.291 УК РФ).

В целях профилактики коррупции, воспитания правосознания граждан деятельность правоохранительных органов в указанной сфере, а также меры, принимаемые органами прокуратуры на данном направлении деятельности, систематически освещаются в средствах массовой информации. Так, в первом квартале 2009 года осуществлено 109 выступлений в печати, по радио и на телевидении.

Работа органов прокуратуры на данном направлении продолжается.