12 мая 2024

Сегодня, в прокуратуре области состоялось заседание коллегии по подведению итогов работы за 2010 год.

                     

Участие в работе коллегии приняли заместитель Генерального прокурора Российской Федерации государственный советник юстиции 1 класса Владимир Малиновский, советник Генерального прокурора РФ действительный государственный советник юстиции Александр Сухарев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Николай Макаров, губернатор области Алексей Гордеев, главный федеральный инспектор в Воронежской области Сергей Чабан, председатель Воронежской областной Думы Владимир Ключников и другие лица.

Перед началом заседания прокурор области Николай Шишкин вручил почётные грамоты и памятные кубки лучшим коллективам по итогам работы в 2010 году: коллективу Павловского и Рамонского районов Воронежской области, коллективу прокуратуры Советского района г.Воронежа.

                     

                  

Затем Николай Шишкин выступил с докладом, в котором подвел основные итоги работы в 2010 году. Полный текст доклада предлагаем вашему вниманию >

В частности, прокурор области отметил: «Итоги прошедшего года подтвердили сложившуюся в последние пять лет тенденцию сокращения общего числа зарегистрированных преступлений. Всего в 2010 году в области было зарегистрировано менее 27,5 тыс. преступлений, что на 12% меньше, чем в 2009 году. Снижение отмечается практически по всем видам преступности. Причин тому несколько: это и рост социально-экономического благополучия населения как в нашем, так и в других регионах, и реализация комплекса предупредительно-профилактических мер правоохранительными органами, органами власти и управления области. Но есть еще одна причина, на которой хотелось бы остановиться подробнее – это укрытие сотрудниками правоохранительных органов преступлений от регистрации и учета, когда права граждан, пострадавших от преступников нарушаются уже людьми в погонах, что вызывает недоверие к правоохранительным органам. И это не голословное заявление. По итогам года прокурорами в ходе осуществления текущего надзора дополнительно поставлено на учет более 4 тысяч криминальных посягательств или 15 % от общего их количества. Другими словами, если бы не вмешательство прокуратуры, то каждое шестое дело просто не было бы возбуждено. Благодаря прокурорскому вмешательству, на учет восстановлено 40 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, более 300 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, свыше 150-и грабежей и 30-и разбойных нападений. Отдельного разговора заслуживают факты укрытия убийств следователями Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Воронежской области. В 2009 году имелось 6 таких случаев, в прошедшем – 3».

Не менее острой остается проблема осуществления эффективного надзора за соблюдением запретов и ограничений, установленных для государственных и муниципальных служащих.

В частности, Николай Шишкин заметил: «В настоящее время органы налоговой службы, Федеральной регистрационной службы, со ссылкой на нормы Налогового Кодекса РФ, а также на федеральные законы «О персональных данных», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказывают в предоставлении сведений, мотивируя свой отказ отсутствием у органов прокуратуры правовых оснований для их истребования что влечет невозможность надлежащего исполнения органами прокуратуры своих функций, особенно в сфере противодействия коррупционным проявлениям. Сегодня прокурор при осуществлении своих полномочий вынужден не опираться на закон, а изыскивать возможности для их реализации. Информацию косвенно свидетельствующую о возможных злоупотреблениях мы вынуждены получать используя возможности иных органов (Росимущество, Роснедвижимость, Пенсионный Фонд и др.) Законодательное закрепление приоритетности полномочий прокурора на получение любой необходимой для осуществления надзорной деятельности информации, по отношению к нормам законодательства о служебной, коммерческой, банковской либо налоговой тайне позволило бы в корне изменить ситуацию».

В прошедшем году нами выявлено более 52 тысяч нарушений законов, внесено  свыше 8,5 тысяч протестов на незаконные правовые акты и представлений об устранении нарушений закона, к различным видам ответственности привлечено около 8,5 тысяч виновных лиц, объявлено почти полторы тысячи предостережений о недопустимости нарушений закона, в суд направлено 9 тысяч исковых заявлений на сумму 121 млн.руб.

Прокурор области акцентировал внимание присутствующих на том, что еще в феврале 2010 года задолженность по заработной плате составляла более 105 млн. руб. на  21 предприятии. Шишкин Н.А.: «Проведена серьезная работа. Налажено тесное взаимодействие с контролирующими органами и правительством области, проведены совместные проверки и межведомственные совещания. Руководители и собственники проблемных предприятий неоднократно заслушивались на заседаниях созданного при губернаторе Координационного совета. Проведены проверки на каждом предприятии-должнике, задействованы все меры правового воздействия, в т.ч. административного и уголовного. Результатом принятых мер стало сокращение задолженности до 25,5 млн. рублей по состоянию на 01.01.2011. Полностью погашена задолженность работникам предприятия-банкрота ОАО «ВЭКС» (36 млн. руб.), процедура конкурсного производства на котором длилась с 2006 года и ОАО ВНИИ «Вега», в начале года составляющая более 5 млн. руб., а 25-и миллионная задолженность банкротящегося ЗАО «Воронежский алюминиевый завод» сокращена на 10 млн. руб. Вопросы своевременной выплаты заработной платы должны оставаться на ежедневном контроле районных прокуроров».

В своём докладе Николай Шишкин остановился и на том, что контролирующие органы не оставляют попыток проведения необоснованных проверок. В проведении 40 % внеплановых выездных проверок прокурорами отказано (по 533 заявлениям из 1341 поступившего в прокуратуру). А при формировании сводного плана проведения плановых проверок на 2011 год после изучения поступивших от органов государственного и муниципального контроля предложений отказано в проведении 8 из 20 тысяч проверок (те же 40%).

Более того, установлены факты проведения проверок без согласования с прокуратурой, при отсутствии оснований, установленных законом, без издания соответствующих распоряжений.

                     

В связи с известными трагическими событиями значительный объем надзорной работы проделан в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности в местах проведения массовых культурно-развлекательных мероприятий и местах круглосуточного пребывания граждан. Анализ результатов проверок свидетельствовал о неудовлетворительном состоянии законности в рассматриваемой сфере. Сложилась удобная для всех участников система, когда в деятельности увеселительных заведений контролерами выявлялись незначительные нарушения законодательства, применялись формальные меры реагирования, а учреждения продолжали работать с грубейшими нарушениями, каждое из которых в любой момент могло привести к трагическим последствиям. 

По инициативе прокуроров приостановлена деятельность более 30 развлекательных заведений за грубые нарушения в данной сфере.

В связи с летними пожарами прокурорами вскрыты повсеместные нарушения в деятельности лесопользователей, связанные с несоблюдением норм наличия средств пожаротушения в лесах; отсутствием надлежащей подготовки противопожарных дорог, водоемов, мест отдыха; нарушением правил лесозаготовки. Установлены многочисленные случаи использования арендаторами лесов без проектов их освоения, предусматривающих мероприятия по пожарной безопасности.

Контролирующими органами функции по организации лесного хозяйства и охране лесов осуществлялись не в полном объеме, принимаемые меры не соответствовали состоянию законности. При выявлении фактов нарушения правил пожарной безопасности в лесах, не все виновные лица привлекались к административной ответственности, не всегда выдавались предписания об устранении нарушений, а исполнение выданных предписаний не контролировалось, что исключало возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности за их невыполнение.

Широкий общественный резонанс и интерес средств массовой информации вызвали результаты проверок выдачи гражданам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, водительских удостоверений.

Установлены многочисленные нарушения в деятельности учреждений здравоохранения при выдаче  справок об отсутствии ограничений к водительской деятельности, что повлекло получение водительских удостоверений  лицами, состоящими на диспансерном учете и страдающими алкоголизмом и наркоманией.

Выявлено более 450 нарушений закона в указанной сфере, в суды направлено 306 исковых заявлений о прекращении действия права на управление транспортными средствами у лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом. В Борисоглебском и Павловском районах в 2010 году районные врачи-наркологи решениями судов приговорены к уголовным наказаниям за получение взяток и халатность соответственно за выдачу фиктивных справок о годности к управлению транспортными средствами кандидатам в водители, состоящим на учетах. По результатам рассмотрения 17 представлений об устранении нарушений закона, 27 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Шишкин Н.А.: «В текущем году практика работы в данной сфере будет продолжена. Вместе с тем следует отметить, что серьезным препятствием для выявления и пресечения нарушений в данной сфере является отсутствие у прокурора закрепленного законодательно права на получение информации и данных о лицах, состоящих на учете у врача-нарколога. Представляется  необходимым внесение соответствующих изменений в законодательство о здравоохранении».

Отдельно прокурор области остановился и на организации летнего отдыха детей.

Шишкин Н.А.: «Серьезную озабоченность вызывают вопросы организации отдыха детей. Результаты прокурорских проверок показали, что в детских оздоровительных лагерях области не были созданы условия обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, допускаются нарушения трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности и другие. По выявленным нарушениям приняты меры реагирования, значительная часть нарушений устранена. Вместе с тем, вопросы исполнения законодательства в этой сфере прокурорам необходимо тщательно проверить в период подготовки к летней оздоровительной кампании и своевременно принимать меры реагирования, в том числе путем обращения в суды с исками».

Прокурор не обошел вниманием и тот факт, что участились случаи освобождения судом осужденных, ходатайства которых не поддерживали ни администрация исправительного учреждения, ни участвующий в деле прокурор.

В качестве примера Николай Шишкин привел следующий: «В настоящее время Воронежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено кассационное представление на решение Панинского районного суда от 22 декабря 2010 года об условно-досрочном освобождении Гончаренко О.В. за 5 лет 5 месяцев до истечения назначенного срока наказания. При этом Гончаренко ранее дважды судим за умышленные убийства в состоянии аффекта. А сейчас этот убийца со слабыми нервами отбывает наказание за убийство по найму. Кассационное представление прокурора не рассмотрено».

Подводя итог, прокурор области акцентировал внимание районных прокуроров на необходимости продолжения работы, направленной на защиту прав граждан.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Владимир Малиновский положительно оценил работу прокуратуры Воронежской области, отметив, что наша область является третьей по численности населения в Центральном федеральном округе после г.Москвы и Московской области.