17 мая 2024

Первым заместителем прокурора области утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении девяти  жителей Воронежской и Курской областей, обвиняемых в совершении 31 преступления, предусмотренного частью 4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Они же обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных  частью 1 ст. 210 УК РФ (создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений); частью 2 ст.210 УК РФ (участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп); частью 3 ст.327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).

Возраст обвиняемых, среди которых две женщины, составляет от 30 до 40 лет.

По версии следствия, в октябре-ноябре 2004 года, жители города Воронежа Б. и Р., установили, что система автокредитования, действующая в ряде городских банков позволяет, при осуществлении тщательно спланированных совместных преступных действий, незаконно получать на подконтрольных лиц денежный кредит на покупку автомобиля, c целью его хищения путем дальнейшей неправомерной продажи добросовестному покупателю и присвоения полученной выручки. С целью извлечения криминальной  наживы Б. и Р. создали преступное сообщество (преступную организацию), в которое вовлекли  банковских работников.

С лета 2005 года преступное сообщество состояло из двух  действующих совместно организованных групп, с четким распределением  ролей между собой,  которые  являлись его структурными подразделениями. Члены  преступного сообщества были подобраны по   личностным  морально-волевым  и деловым качествам  каждого участника.

Так, первая организованная преступная группа, являющаяся структурным подразделением  преступного сообщества, подыскивала  лиц,  склонных к употреблению спиртных напитков и наркотиков, ведущих антиобщественный образ жизни,  готовых за незначительную плату предоставить свои паспортные данные, а так же лично  выступать  в качестве  кредитополучателя и  владельца  автомобиля в  банке, страховой компании, комиссионном магазине, автосалоне  и регистрационном подразделении  ГИБДД. 

Во вторую организованную группу вошли кредитные эксперты банков г.Воронежа, являющиеся  должностными  лицами, ответственными за выдачу банковских кредитов, и соруководитель преступного сообщества.

Перед  совершением преступления, члены  «поисковой» группы действуя по указанию руководителей сообщества, используя доверенных лиц и налаженные связи в криминальной среде и среди лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, подыскивали кредитополучателей из числа неплатежеспособных граждан. Предпочтение отдавалось лицам, склонным к злоупотреблению спиртных напитков, наркотиков,  малообеспеченным или лицам, находившимся  в зависимом положении, т.е. категории граждан, неспособной  объективно оценивать  складывающуюся ситуацию или защищать собственные права. Члены преступного сообщества, не посвящая указанных лиц, в преступные планы,   путем обещания денежного вознаграждения склоняли  к оформлению на их имя крупного денежного кредита на приобретение автомобиля. Расчет членов преступного сообщества делался на то, что  данная категория граждан, не имеет какого либо оформленного на себя ценного имущества, и они ничем не рискуют при возможных исковых требованиях со стороны банка.

Получив  согласие, члены «поисковой» группы инструктировали кредитополучателей о всех необходимых действиях на стадии  получения кредита, приобретения, оформления и переоформления автомобиля. Указанные действия осуществлялись под тотальным контролем членов преступного сообщества. По просьбе членов «поисковой» группы  данные лица передавали  членам преступного сообщества свои гражданские паспорта и другие документы, которые, в свою очередь, передавались сотрудникам банков. Кредитные эксперты, используя полученные паспорта, в нарушение должностных обязанностей и служебных инструкций,  вносили в заявление-анкету кредитополучателя паспортные  данные и вымышленные фиктивные сведения, указывающие на высокооплачиваемую работу  и стабильный заработок, а так же готовили необходимый пакет документов (кредитное дело).

В назначенный кредитным экспертом день, один из членов преступного сообщества доставлял в офис «подставного» человека, либо паспорт и другие документы в отсутствии самого человека. Не вникая в суть происходящего, не читая  предъявленные документы  кредитного дела и не сообщая кредитному эксперту  сведения о себе,  кредитополучатель подписывал пакет документов. В ряде случаев, пакеты документов кредитного дела подписывались неустановленными лицами либо членами преступного сообщества от имени «кредитополучателей» в отсутствии последних. Наряду с этим,  членами  преступного сообщества, согласно договора кредитования, от лица кредитополучателя вносился первоначальный  платеж составляющий  определенный процент от стоимости автомобиля на счет автосалона, что в рублевом эквиваленте составляло в зависимости от стоимости автомобиля от 15 до 60 тысяч рублей.

При хищении денежных средств банков использовались  фиктивные документы,  свидетельствующие о внесении  первоначального денежного платежа за автомобиль. После этого, кредитные эксперты, зная, что полученный кредит выплачиваться не будет,  действуя от лица банка, перечисляли безналичным платежом на счет автосалона, либо счета подконтрольной членам преступного сообщества фирмы, оставшуюся часть денежных средств необходимых для покупки автомобиля. За это сотрудники банка получали денежные суммы в размере от 5 до 30 тысяч рублей, как их долю в совершаемом преступлении.

Приобретя в автосалоне необходимый автомобиль,  с помощью  выданного в нарушение установленных правил  кредита, члены преступного сообщества   регистрировали его на этого же «подставного» человека в регистрационном подразделении ГИБДД. В установленный договором срок, паспорт транспортного средства (ПТС) в банк не сдавали,  несмотря на то, что  приобретаемый  автомобиль  являлся  предметом залога в банке, до полного погашения  клиентом суммы кредита и  процентов  начисленных по нему. 

Затем, через налаженные связи в сфере легального автобизнеса,  подыскивали покупателя, либо выставляли автомобиль на продажу. На заключительном этапе реализации, «подставное лицо» - кредитополучатель и он же автовладелец, снимал автомобиль с учета под контролем и с участием членов преступного сообщества, после чего оформлялась сделка по купле – продаже  автомобиля через комиссионный магазин (в ряде случае   подконтрольный одному из членов преступного сообщества).

Вырученные от реализации автомобиля денежные средства, распределялись между  членами преступного сообщества и лицами,  участвовавшими в совершении преступлений.

После реализации автомобиля,  текущие выплаты по кредиту прекращались.

Таким образом, с  ноября   2004 года  по  январь 2006 года, члены преступного сообщества совершили хищение денежных средств на территории  Воронежской и Курской  областей Российской Федерации на сумму более 10 млн. рублей.

После утверждения обвинительного заключения прокурором уголовное дело направлено в суд.