05 мая 2024

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при плановых проверках бизнеса применяется риск-ориентированный подход.

Данный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Перечень видов государственного контроля, которые осуществляются с применением так называемого «умного» контроля, установлен постановлением Правительства РФ. Так, с 01 января 2018 года риск-ориентированный подход распространяется на плановые проверки в рамках осуществления 38 видов государственного контроля (надзора), к числу которых отнесены: федеральный государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за соблюдением трудового законодательства, государственный земельный надзор, федеральный государственный экологический надзор и т.д.

При этом, всего предусмотрено 6 видов категорий риска или классов опасности. Объекты 1, 2 и 3 классов опасности, риски на которых оцениваются как чрезвычайно высокие, высокие и значительные, должны подвергаться регулярным плановым проверкам. Речь идет, к примеру, об организациях, эксплуатирующих радиационно-опасные производства. На предприятиях среднего и умеренного риска плановые проверки нельзя будет проводить чаще одного раза в период, предусмотренный конкретным видом госконтроля. А объекты 6 класса опасности вообще освобождены от плановых проверок.

Традиционный подход к проверкам не учитывал этой разницы, в связи с чем, контрольно-надзорные органы старались с одинаковой периодичностью проверить каждый подконтрольный субъект. Риск-ориентированный подход позволил сфокусировать возможности контроля там, где это наиболее необходимо для предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на хозяйствующих субъектов.

В частности, при формировании регионального сегмента сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год в Воронежской области обеспечено соблюдение требований законодательства о риск-ориентированном подходе, в рамках которого запланировано свыше 70 % контрольных мероприятий. Ряд проверочных мероприятий, внесенных в план с нарушением требований к его применению, исключены прокуратурой области. В итоге, количество плановых проверок значительно сократилось (с 4,5 тыс. в 2017 году до 3,7 тыс. в 2018 году), что свидетельствует о более взвешенном подходе областных органов контроля к планированию своей деятельности.

Таким образом, благодаря риск-ориентированному подходу контролирующим органам удалось эффективно распределить свои ресурсы, а добросовестному бизнесу получить снижение административной нагрузки.