02 мая 2024

Сегодня, 24 октября 2019 года, состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры области и Главного управления МВД России по Воронежской области, в ходе которого обсудили вопросы исполнения в регионе законодательства о безопасности дорожного движения.

Участие в заседании приняли исполняющий обязанности прокурора области Юрий Немкин, начальник Главного управления МВД России по Воронежской области Михаил Бородин, представители заинтересованных контролирующих и надзирающих органов, городские, районные прокуроры, сотрудники полиции.

С докладом по обозначенному вопросу выступил и.о. начальника управления прокуратуры области по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Алексей Дмитриев.

Он подчеркнул, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения являются одной из острых социально-экономических и демографических проблем. В прошлом году в России в ДТП погибло более 16 тыс. человек.  Их актуальность не снижается, поскольку затрагивает широкий спектр общественных правоотношений и ставит перед государственными органами целый ряд задач, решение которых требует комплексного подхода.

Органами внутренних дел и государственной власти проводится значительная профилактическая работа на данном направлении.

В результате, в текущем году наметилась тенденция к снижению в регионе числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе, в которых погибли и получили ранения граждане.

Вместе с тем, их число остается значительным, что требует продолжения совместной системной работы. В 2019 году зарегистрировано более 1900 ДТП, в которых 245 человек погибли и более 2,5 тыс. получили ранения.

Рост основных показателей аварийности отмечается в Богучарском, Грибановском, Россошанском, Новохоперском и других районах.

По вине нетрезвых водителей в 2019 году совершено почти 200 ДТП (-18,6 % по сравнению с предыдущим периодом), в которых более 75 человек погибли (+23 %) и свыше 230 причинен вред здоровью (-30,3 %). Рост дорожных происшествий данной категории отмечается на территории Бобровского, Богучарского, Грибановского, Павловского и других районов.

Вызывает обеспокоенность ситуация в городе Воронеже, где зарегистрировано более 760 дорожно-транспортных происшествий (+7 % к уровню 2018 года), в которых погибли свыше 45 человек (+27,8 %) и более 900 ранены (+4 %). 

В качестве причин совершения ДТП наиболее часто фиксировались: несоблюдение очередности проезда, несоответствие скорости конкретным условиям, выезд на полосу встречного движения, ненадлежащее состояние дорожного полотна.

Имели место факты несоответствия требованиям технических регламентов и государственных стандартов в области дорожного движения дорог регионального и местного значения.

Не единичны случаи непринятия муниципалитетами мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог. В Бобровском, Верхнемамонском, Грибановском, Новоусманском, Острогожском, Семилукском и иных районах установлено наличие автомобильных дорог, не отвечающих требованиям безопасности дорожного движения ввиду повреждения покрытия проезжей части.

Органами прокуратуры не оставлены без внимания вопросы законности своевременного освоения бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Так, в деятельности Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» выявлялись факты ненадлежащей организации безопасного дорожного движения федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон». Несмотря на наличие дорожно-транспортных происшествий в районе населенного пункта Лосево, связанных с наездом на пешеходов, нарушены сроки строительства надземного перехода из-за несвоевременного получения разрешения на строительство. После вмешательства органов прокуратуры разрешение получено, переход введен в эксплуатацию.

Автотранспортными организациями и учреждениями нередко нарушаются требования законодательства при осуществлении пассажирских перевозок. Работодателями не всегда соблюдаются права водителей на труд и отдых, допускаются случаи переработки, что создает угрозу безопасности при управлении транспортными средствами.

Одной из причин, выявляемых прокурорами в данной сфере нарушений, является недостаточно эффективное исполнение подразделениями полиции наделенных полномочий.

Прокуратурой области в деятельности операторов технического осмотра вскрыты нарушения требований законодательства, связанные с выдачей диагностических карт, подтверждающих допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен техосмотр.   

Немалая часть аварий обусловлена ненадлежащей организацией обучения граждан вождению транспортными средствами. По вине водителей со стажем управления менее 2-х лет ежегодно совершается около 6 % дорожно-транспортных происшествий. По вине таких водителей совершено более 100 ДТП, в которых 12 человек погибли и 127 получили ранения. Общее число таких происшествий возросло на 20%, погибших на 71,4%, количество раненых на 1,6%.

Результаты анализа свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства в деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Органами прокуратуры в Ленинском и Железнодорожном районах выявлены случаи внесения в свидетельства об окончании автошкол заведомо ложных сведений об обучении граждан, сдаче ими практических и теоретических экзаменов. Во всех случаях по инициативе прокуроров возбуждены уголовные дела.

Не единичны случаи реализации посредством сети «Интернет» медицинских справок без прохождения освидетельствования, поддельных полисов ОСАГО и других документов.

Всего в 2018 году – истекшем периоде 2019 года прокурорами вскрыто более 2 тыс. 400 нарушений закона в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, для их устранения внесено свыше 300 представлений, объявлено 11 предостережений о недопустимости нарушений закона, опротестовано 580 незаконных правовых актов, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 45 лиц, к дисциплинарной – более 400, в суды предъявлено 865 заявлений, инициировано возбуждение 4 уголовных дел.

«Активная работа прокуроров на данном направлении должна быть продолжена. В проекте решения прокурорам  предложено обеспечить своевременное выявление нарушений закона в деятельности перевозчиков, юридических лиц, осуществляющих обучение водителей транспортных средств, медицинских организаций и принятие мер к их устранению», - уточнил Алексей Дмитриев.

Он также отметил, что вызывает нарекания работа следственно-оперативных групп, которыми не обеспечивается выполнение всего комплекса мер, направленных на установление очевидцев преступления, виновных лиц, зачастую осмотр места происшествия ими производится некачественно.

Изучением материалов проверок в прокуратуре области выявлены неединичные случаи отказа в возбуждении уголовного дела в отношении лиц, ранее повергнутых административному наказанию и предположительно повторно управлявших автомобилем в состоянии опьянения.

Как под «копирку» они занимают позицию, что спиртные напитки употребили в состоянии сильного душевного волнения непосредственно после ДТП. 

«Подобные материалы на районном уровне должны находиться в зоне повышенного внимания. Принятие решений об отказе в возбуждении уголовного дела возможно только после исчерпывающей проверки выдвинутой версии и невозможности её опровержения», - подчеркнул докладчик.  

Несмотря на общую тенденцию снижения числа ДТП, преступность в сфере безопасности дорожного движения в текущем году показывает рост почти на 5 % - с 262 до  274.

Статистические данные свидетельствуют, что значительная часть преступлений зарегистрирована на территории города Воронежа и совершена на перекрестках, пешеходных переходах.

При этом наиболее характерной проблемой при расследовании уголовных дел является соблюдение разумного срока.

Чаще всего причины длительного расследования вызваны необходимостью производства дополнительных автотехнических и иных экспертиз, следственных действий с потерпевшими, проживающими в других регионах, продолжительностью их лечения. Однако имеют место факты волокиты, игнорирование следователями и дознавателями уголовно-процессуального законодательства.

Прокурорами отменены в 2019 году более половины постановлений о прекращении и приостановлении предварительного расследования.

«Подводя итог, можно констатировать, что добиться положительных результатов на данном направлении возможно лишь при концентрации совместных усилий. Реализация комплекса мер, предусмотренных проектом решения заседания, должна оказать положительное воздействие на состояние законности в сфере исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в регионе», - заключил Алексей Дмитриев.