28 апреля 2024

Сегодня, 09 декабря отмечается провозглашенный Генеральной Ассамблеей ОНН Международный день борьбы с коррупцией.

О проделанной за текущий год работе рассказывает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Алексей Кныш:

«Воронежская область исполняет уже шестой по счету Национальный план противодействия коррупции. В регионе сложился большой опыт, есть обширная прокурорская практика.

За 11 мес. этого года правоохранительные органы выявили 288 коррупционных преступлений, как и в прошлом году.

При этом, усилия правоохранителей сосредоточены на раскрытии наиболее значимых коррупционных преступлений: взяток, хищений в крупном и особо крупном размере. К уголовной ответственности привлекается все больше высокопоставленных лиц.

На 83 % (с 40 до 73) возросло число изобличенных фактов получения взяток. Более чем в 3 раза увеличилось количество выявленных фактов получения крупных и особо крупных взяток.

Средний размер взятки по раскрытым преступлениям вырос на 75 % со 104 тыс. до 182 тыс. руб.

В текущем году уже осуждено более 170 коррупционеров (181), из них: 8 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (5), в том числе 3 главы администрации (2), 20 сотрудников правоохранительных органов (16), 37 управленцев в различных организациях (32), 2 адвоката (2).

К реальному лишению свободы приговорено 13 коррупционеров (17), более 90 осужденных подвергнуты штрафу. Оправдательных приговоров не допущено.

К примеру, в текущем году приговором Ленинского районного суда г. Воронежа бывшие начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ленинскому и Советскому районам городского округа город Воронеж управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области 43-летний Андрей Ушанев и 30-летний инспектор этого же отдела Денис Дубинин осуждены за получение взяток.

Судом установлено, что в период с июля по декабрь 2016 года Ушанев как лично, так и через посредников, получал взятки от лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, связанную с обслуживанием и ремонтом пожарных сигнализаций на объектах предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Ленинского и Советского районов г. Воронежа. Одну из взяток Ушанев получал совместно с Дубининым. Общая сумма взяток превысила 320 тыс. рублей.

Суд, согласившись с позицией государственного обвинителя прокуратуры области, признал Ушанева виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в значительном размере); п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки группой лиц по предварительному сговору); п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в крупном размере); Дубинина - по п. «а» ч.5 ст.290 УК РФ (получение должностным лицом взятки группой лиц по предварительному сговору).

Приговором суда Ушаневу назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 2 млн. 500 тыс. рублей. Он также лишен права занимать должности в государственных органах, связанных с исполнением функции представителя власти, с наделением организационно-распорядительными полномочиями, в том числе в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, на срок 8 лет.

Дубинин приговорен к 5 годам лишения свободы условно со штрафом в размере 210 тыс. рублей, с лишением права занимать должности в государственных органах, связанных с исполнением функции представителя власти, с наделением организационно-распорядительными полномочиями, в том числе в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, на срок 3 года.

Осужденные обжаловали приговор суда. Представитель прокуратуры области возражал против удовлетворения жалобы. Воронежский областной суд, согласившись с позицией прокуратуры, оставил приговор районного суда без изменения. Приговор вступил в законную силу.

В мае 2019 года приговором Коминтерновского районного суда г. Воронежа бывшие заместитель директора муниципального казенного учреждения «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» 33-летний Александр Глаголев и начальник производственного отдела данного учреждения 41-летний Максим Иванов осуждены по пунктам «а», «в» части 5 ст.290 УК РФ (получение взятки по предварительному сговору в крупном размере). Кроме того, Максим Иванов осужден по части 2 ст.290 УК РФ (получение взятки в значительном размере).

Судом установлено, что в декабре 2017 года Александр Глаголев и Максим Иванов, являясь должностными лицами, получили от представителей коммерческих фирм взятки в виде ноутбуков за беспрепятственное принятие выполненных работ по муниципальному контракту по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог города Воронежа и выполнению проектно-изыскательских работ по устройству ливневой канализации.

Суд согласился с позицией государственного обвинителя прокуратуры области, настаивавшего на необходимости изоляции осужденных от общества, и назначил Александру Глаголеву наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима, с лишением права занимать определенные должности в государственных, муниципальных учреждениях сроком на 5 лет.

Максиму Иванову назначено наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, с лишением права занимать определённые должности в государственных, муниципальных учреждениях сроком на 6 лет.

Активизирована работа по взысканию ущерба, причиненного актами коррупции. Удалось добиться значительного увеличения (с 8 до 128 миллионов руб.) ущерба, возмещенного на стадии следствия.

С 25 до 30 возросло число прокурорских исков, а общая сумма требований по ним - с 71 до 116 миллионов рублей. Все иски судами рассмотрены и удовлетворены.

Несмотря на отмеченную положительную динамику, остается ряд недостатков, препятствующих эффективному противодействию коррупции.

Результаты прокурорских проверок по-прежнему свидетельствуют о недостатках в профилактике коррупции, формальном подходе к реализации функции по воспитанию и обучению служащих.

Невозможно не обратить внимание на неэффективную профилактическую работу в вопросах преодоления конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, в подведомственных учреждениях.

Прокуроры выявили 150 фактов не урегулирования конфликта интересов. Это самый высокий показатель в ЦФО, да и в целом в стране.

Длительное время без внимания департамента культуры, департамента физкультуры и спорта, образования оставались факты принятия на работу руководителями подведомственных учреждений своих родственников в условиях непосредственной подчиненности и подконтрольности. Ситуация потребовала прокурорского вмешательства.

Некоторые директора образовательных организаций, спортивных школ, учреждений культуры окружили себя подчиненными родственниками, премировали их, работая фактически в условиях «семейного подряда». Выявлялись неединичные случаи незаконного заключения договоров с родственниками на поставку продукции, выполнении работ и оказании услуг. По таким контрактам расходовались сотни тысяч бюджетных денег.

Антикоррупционное декларирование.

За весь прошлый год прокуратура области выявила 970 нарушений в справках о доходах. Мы прогнозировали, что в этом году таких фактов станет меньше. Но нашим оптимистичным прогнозам не суждено было сбыться. Уже за 9 мес. текущего года зафиксировано более тысячи нарушений. Укрываются сведения о доходах, транспортных средствах, объектах недвижимости и банковских счетах.

Многие из выявленных прокурорами нарушений связаны не только с безответственностью служащих при составлении справок, но и недостаточным разъяснением кадровыми подразделениями действующего законодательства. 

Особую озабоченность вызывает непоступление уведомлений служащих о коррупционных предложениях в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таковых всего 2 –за год, что вовсе не означает благополучие в рассматриваемой сфере.

Приведу лишь один показательный пример. По итогам проверки в региональном департаменте имущественных и земельных отношений вскрыты грубые нарушения, допущенные заместителем начальника отдела лицензирования Поповым С.Н. Служащий скрыл наличие в собственности квартиры и банковские счета.

Примечательно, что в период проведения правительством области проверки по прокурорскому представлению чиновник задержан правоохранительными органами при получении взятки. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования он уволен в связи с утратой доверия.

Прокурорское реагирование находил каждый факт выявленных нарушений.

Рассмотрение актов реагирования контролировалось вплоть до полного устранения нарушений и привлечения виновных к ответственности. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привечена 1 тыс. чиновников. В отношении 15 должностных лиц, допустивших наиболее существенные проступки, приняты решения об увольнении в связи с утратой доверия.

По материалам прокурорских проверок более 50 нарушителей антикоррупционного законодательства привлечены к административной ответственности. Сложилась обширная практика возбуждения прокурорами административных дел. Общая сумма назначенных штрафов превысила 2 млн. рублей.

Пристальное внимание уделялось исполнению коммерческими структурами законодательства, при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих. Возбуждено 44 дела по ст.19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего).

В рамках осуществления полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы по требованию прокуроров исключено 1200 коррупционных факторов из нормативных правовых актов, и более 300 из их проектов.

Зачастую правовые акты региональных органов государственной власти и местного самоуправления принимались за пределами компетенции, в них отсутствовали конкретные сроки и основания совершения отдельных административных процедур.

Работа по профилактике коррупции в государственных и муниципальных учреждениях нуждается в усилении и должна вестись на системной основе. Особое значение в этом отношении имеет просветительская деятельность.

Не могу не отметить, что количество проведенных органами прокуратуры мероприятий правового просвещения из года в год увеличивается. Причем, большинство из них организовано во взаимодействии с органами власти. В эту работу вовлечены и образовательные учреждения, и конструктивно-настроенные общественные организации».

Работа прокуратуры на данном направлении продолжается.