29 ноября 2024

В прокуратуре области состоялось заседание коллегии по вопросам состояния законности в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С докладом выступила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Галина Горшкова:

«Защита детства – является одной из основных задач демократического государства. Под особой заботой государства находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с чем, приняты  нормативно-правовые акты, направленные на защиту их личных, имущественных, жилищных прав.

Воронежской областной Думой принят ряд законов и целевых программ, обеспечивающих условия для достойной жизни семьям, воспитывающим приемных детей, и стимулирования граждан к принятию решений об опеке.

По инициативе прокуратуры области принят Закон Воронежской области «О приемной семье», который предусматривает порядок передачи в приемные семьи, меры социальной поддержки и заработную плату приемным родителям. В связи с принятием указанного Закона увеличилось количество детей устроенных в семью. (2007 год – 15 семей, в которых воспитывалось 58 детей, 10 месяцев 2008 года – 90 семей  и 225 детей).

В области  наметилась тенденция снижения числа  выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (2006 год – 1267, 2007  год – 1248). На протяжении ряда лет отмечается рост числа детей, проживающих в семьях опекунов (попечителей): 2005 год – 4624 ребенка, 2007 год – 4815. Наряду с этим снизилось число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях с 1705 в 2007 году до 1482 – 10 месяцев  2008 года.

В 2007 году российскими гражданами усыновлено 66 детей, иностранными – 52. Следует отметить, что усыновление иностранными гражданами ежегодно сокращается. Так, в 2005 году ими усыновлено 102 ребенка, в текущем году – 25.

Законом Воронежской области от 20.08.07 №175-11-ОЗ «О защите материнства, отцовства и детства» предусмотрено патронатное воспитание. Вместе с тем, распространения на территории региона такая форма устройства не получила.

Несмотря на принимаемые меры в регионе по-прежнему имеют место нарушения законодательства о защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органами опеки и попечительства нарушаются требования Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок и сроки выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи или в соответствующие учреждения интернатного типа, не соблюдаются сроки постановки таких детей на первичный учет и передачи информации о них в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

Администрациями воспитательных учреждений, органов образования, специализированных учреждений органов социальной защиты населения и здравоохранения также не всегда выполняются требования закона о передаче в семидневный срок сведений о детях, лишенных родительского попечения, в органы опеки и попечительства. В результате им длительное время не устанавливается социальный статус, дети не могут воспользоваться льготами и гарантиями, предоставляемыми государством для лиц указанной категории.

Не принимаются исчерпывающие меры по защите личных, имущественных и жилищных прав воспитанников, в результате чего не все дети  получают причитающиеся им пенсии, пособия, алименты.

Так, воспитанники Новоусманской школы-интерната не были зарегистрированы по месту временного пребывания. В учреждении не налажен контроль за своевременным перечислением алиментов, пенсий.

35 воспитанников Калачеевской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не получают взысканные по решению суда алименты. Аналогичные нарушения допускаются в Хреновском школе-интернате.

В нарушение требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» администрацией Березовского сельскохозяйственного техникума с детей, оставшихся без попечения родителей бралась плата за проживание в общежитии.

Органами опеки и попечительства за детьми закрепляется жилье, находящееся в аварийном состоянии, в собственности третьих лиц.

Закрепленное за детьми жилье в интересах детей не используется, разрушается, утрачивается, в том числе и по вине проживающих в нем родителей, лишенных родительских прав. Органами опеки и попечительства, руководителями воспитательных учреждений крайне редко инициируется выселение бывших родителей из жилых помещений в судебном порядке.

Выявлены не единичные нарушения и в деятельности органов здравоохранения и социальной защиты населения.

Органами здравоохранения несвоевременно направляется информация  о несовершеннолетних,  подлежащих передаче в семью.

Семилукской центральной районной больницей органы опеки и попечительства об оставленном в родильном отделении ребенке были уведомлены по истечении месячного срока.

Медицинская деятельность в Новохоперском социально-реабилитационном центре и в Краснянском школе-интернате осуществлялись без лицензии.

Изложенное свидетельствует о недостаточном ведомственном контроле со стороны управлений образования и здравоохранения области.

По результатам проведенных прокурорами проверок, выявлено более 4300 нарушений закона, для их устранения внесено 390 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 560 лиц, к административной – 636, принесено 95 протестов, в суды подано 825 заявлений, возбуждено 110 уголовных дел.

В результате принятых администрацией области и областной Думой мер по инициативе прокуратуры области в 2008 году увеличилось бюджетное финансирование средств для приобретения жилья детям-сиротам с 5 до 45 млн.рублей. На 2009 и 2010 годы также предусмотрено финансирование в размере 46 и 50 млн.рублей соответственно».

По итогам заседания принято решение об активизации надзора за исполнением законодательства об опеке и попечительстве; информировании губернатора Воронежской области о состоянии законности, ведомственного контроля в указанной сфере; проведении в порядке контроля проверки исполнения требований законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.