29 ноября 2024

Прокуратурой области с привлечением специалистов контролирующих органов, проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья воспитанников образовательных учреждений.

Ее результаты показали, что ситуация с обеспечением безопасности детей в период их нахождения в образовательных учреждениях остается сложной. Основной причиной является недостаточное финансирование учреждений.

Кроме того, допускаются факты проведения ремонтных работ в течение учебного года.

Так, между Главным управлением образования Воронежской области и подрядной организацией ООО ПК «Гранд Лайн» заключен муниципальный контракт о ремонте кровли в Павловской средней общеобразовательной школе (СОШ) №2. В установленный срок – 31 августа 2007 года работы окончены не были, что привело к неоднократному протеканию не отремонтированной крыши и затоплению 14 учебных кабинетов. В результате этого учебный процесс перенесен в другие помещения. По выявленным нарушениям прокуратурой области в 2007 году внесено представление.

В ходе проверки в текущем году установлено, что в 27 школах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, в муниципальном общеобразовательном учреждении (МОУ) «Гремяченская СОШ», «Орловская СОШ», «Костенская СОШ» Хохольского района в полном объеме ремонтно-строительные работы проведены в сентябре-октябре 2008 г. – после начала учебного года. 

В МОУ «СОШ №2» города Нововоронежа на момент проверки проводился капитальный ремонт системы отопления. Рядом с местом проведения ремонта осуществлялись учебные занятия. Для замены труб вскрыт пол в переходе между учебным корпусом и спортзалом, мастерской и учебными кабинетами, что создает условия для травматизма. Следует отметить, что заявка на выделение денежных средств для проведения ремонта направлялась в декабре 2007 года. Однако, денежные средства выделены администрацией области лишь в июле 2008 года, а муниципальный контракт на проведение ремонтных работ заключен в августе 2008 года.

В ходе проверки проанализирован доклад руководителя Главного управления образования администрации Воронежской области о готовности образовательных учреждений к 2008/09 учебному году. Согласно докладу, к 1 сентября не готово только одно общеобразовательное учреждение – ОГОУ «Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус» по причине капитального ремонта системы водоснабжения, отопления и электропроводки. В стадии капитального ремонта находилось 33 образовательных учреждения.

Однако информация, содержащаяся в докладе, не отражает реального положения с техническим состоянием образовательных учреждений.

Он составлен на основании актов подготовки школ к учебному году, утверждаемых межведомственными комиссиями муниципальных образований. Как показала проверка, некоторые из них составлены формально.

Межведомственные комиссии, осуществлявшие приемку зданий и составлявшие акты готовности школ к учебному году, не во всех случаях принципиально реагируют на выявленные нарушения законодательства, несоответствие условий осуществления образовательного процесса требованиям безопасности для жизни и здоровья детей.

Так, категория технического состояния здания МОУ «Орловская СОШ» Таловского района квалифицируется в соответствии с «Правилами обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» как недопустимое, при котором существует опасность пребывания людей. Его эксплуатация возможна только после проведения капитального ремонта. Однако, в соответствии с актом проверки школа признана готовой к 2008/09 учебному году. Кроме того, в плане основных мероприятий по ремонту образовательных учреждений, утвержденном начальником отдела по образованию на 2008 год не запланировано проведение капитального ремонта здания, проведение страховочных мероприятий и усиления конструкции, которые устранили бы опасность для пребывания людей в здании школы.

Аналогичная ситуация имеет место в МОУ «Каменностепная СОШ» Таловского района. Здание школы признано ограниченно работоспособным, при котором отсутствует опасность внезапного разрушения. В школе необходимо проведение ремонтных работ. Однако учреждение допущено к новому учебному году.

Согласно акту проверки межведомственной комиссии, замечаний к готовности МОУ «Панинская СОШ» Панинского района к новому учебному году не имеется. Фактически готовность школы комиссией не проверялась. 17 октября 2008 года занятия в ней приостановлены в связи с ненадлежащим техническим состоянием здания и возникновением угрозы для жизни детей.

Изложенное свидетельствует о слабом осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране жизни и здоровья детей образовательными учреждениями, а также деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере со стороны Главного управления образования.

В этой связи областной прокуратурой с целью недопущения подобных нарушений заместителю председателя Правительства Воронежской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности жизни и здоровья детей.

Имеют место случаи признания образовательных учреждений готовыми к новому учебному году при наличии писем, в которых руководители администраций муниципальных районов либо образовательных учреждений обязуются завершить ремонтные работы к определенному сроку (МОУ СОШ №11, 20, 42 Центрального района города Воронежа, МОУ СОШ №2, 3, 15, 61, 67, 77 Левобережного района города Воронежа, отдел образования администрации Павловского района).

В Терновском районе в МОУ «Костино-Отдельская СОШ» в аварийном состоянии находится спортивный зал, дальнейшая эксплуатация которого может привести к его разрушению,  в МОУ «Липяговская СОШ» произошло разрушение цоколя здания, а в одном из классов балка нависла над ученическими партами, в МОУ «Терновская СОШ №3» имеются повреждения в кровле, в МОУ «Терновская СОШ №1» обнаружена трещина в торцевой несущей стене спортивного зала.

В МОУ «Хохольская СОШ» Хохольского района фасад здания не отремонтирован, осадочные трещины не заделаны, в учебных кабинетах потолок требует ремонта.

В результате несвоевременного финансирования работ по ремонту теплотрассы столовой МОУ «Чертовицкая СОШ» Рамонского района в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не организовано питание школьников. Ремонтные работы планируется завершить лишь к концу декабря текущего года. Эти нарушения имели место при приемке общеобразовательного учреждения к новому учебному году, однако не были учтены межведомственной комиссией.

В МОУ «СОШ №6» города Острогожска, в МОУ «Побединская СОШ» Острогожского района выявлены сквозные трещины в кирпичной вкладке фасада здания, лопнули арочные замки, произошло смещение стеновой конструкции. Аналогичные нарушения выявлены в Борисоглебском, Кантемировском, Поворинском, Россошанском районах, городе Нововоронеже.

Из всех общеобразовательных учреждений, в которых нахождение людей представляет угрозу для жизни и здоровья, ученики переведены в здания других школ.

По-прежнему имеют место факты проведения ремонта классов  за счет средств и сил родителей учащихся. В большинстве случаев данная помощь представляет собой приобретение краски, обоев, осуществление побелки и т.п.

В уставах ряда школ Новохоперского района были закреплены положения обязывающие родителей (законных представителей) оказывать помощь в укреплении учебно-материальной базы, принимать участие в ремонте при подготовке учреждений к новому учебному году. По протесту прокурора незаконные положения отменены.

Одной из основных проблем обеспечения безопасности  воспитанников образовательных учреждений является отсутствие достаточных средств на проведение ремонта в бюджетах органов местного самоуправления. Большинство из них являются дотационными. Кроме того, отсутствует орган государственного надзора, который осуществлял бы контроль за техническим состоянием зданий образовательных учреждений в процессе их эксплуатации.

По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.

В 2008 году выявлено 1053 нарушения законодательства об охране жизни и здоровья воспитанников образовательных учреждений. С целью их устранения внесено 100 представлений, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 126 лиц, принесено 13 протестов, по постановлению прокурора 198 лиц наказано в административном порядке, подано 114 исков о понуждении учреждений оборудовать школы охранно-пожарной сигнализацией и произвести ремонт помещений, предостережено 9 должностных лиц.