|
||
Постановлением администрации Воронежской области от 20 мая 2003 года № 379 утвержден Порядок перечисления арендной платы государственным областным учреждениям, имеющим право по закону или иным нормативным актам на ее получение и использование. В соответствии с ним главное финансовое управление администрации Воронежской области ежемесячно, на основании копий платежных документов и справок, подтверждающих уплату арендной платы арендаторами, представленных главным управлением государственного имущества администрации Воронежской области, направляет поступившие денежные средства учреждениям, финансируемым за счет средств областного бюджета на основании смет доходов и расходов, в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на содержание и развитие материально-технической базы, проведение мероприятий по охране и содержанию памятников истории и архитектуры в установленном порядке. Данное постановление противоречит нормам действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Оспариваемый правовой акт был направлен на реализацию Положения о сдаче в аренду нежилых помещений, отнесенных к государственной собственности Воронежской области, утвержденного постановлением Воронежской областной Думы от 27 декабря 2001 года. Однако данное постановление областной Думы утратило силу постановлением законодательного органа Воронежской области 15 декабря 2005 года в связи с принятием Закона Воронежской области «О порядке предоставления в аренду нежилых помещений, зданий, сооружений и движимого имущества, находящихся в собственности Воронежской области». Статьей 76 Конституции РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон. В соответствии со ст.296 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Из ст.298 ГК РФ следует, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Таким образом, доходы учреждений, в том числе и от сдачи в аренду недвижимого имущества с согласия его собственника, аккумулируются на счетах данных учреждений и используются ими самостоятельно. Действующим бюджетным законодательством допускается также перечисление доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствующий бюджет. При этом поступившие в бюджет денежные средства не подлежат возврату учреждению в качестве дополнительного источника финансирования. Оспариваемым правовым актом нарушаются интересы учреждений, имеющих в соответствии с действующим гражданским законодательством право на получение доходов от использования переданного им в управление имущества, поскольку арендная плата за аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением арендатором перечисляется в бюджет и в соответствии с действующим бюджетным законодательством не может быть перечислена учреждению. Данное обстоятельство затрагивает интересы не только учреждения в целом, но и его работников, а также других граждан и несовершеннолетних детей, пользующихся услугами учреждения. Во внесудебном порядке нарушения не устранены, протест прокурора был оставлен без удовлетворения. В связи с этим прокурор области обратился в Воронежский областной суд с заявлением о признании постановления администрации Воронежской области № 379 от 20 мая 2003 года «О порядке перечисления арендной платы государственным областным учреждениям, имеющим право по закону или иным нормативным актам на ее получение и использование» недействительным. |
||