27 ноября 2024

Прокуратурой области по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, развитие физической культуры и спорта, духовного и творческого потенциала, а также нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в названной сфере.

Так, в нарушение требований действующего Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» 21 центр социального обслуживания семьи и детей и 9 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных соответственно департаменту здравоохранения и социального развития и департаменту образования, науки и молодежной политики, не имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в областном государственном образовательном учреждении «Острогожский дошкольный специальный (коррекционный) детский дом для воспитанников с отклонением в развитии» использовались медикаменты с истекшим сроком годности, что создавало угрозу жизни и здоровью детей.

В ряде общеобразовательных учреждений области допускаются нарушения законодательства в части обеспечения школьников полноценным питанием. В 2008 учебном году охват горячим питанием школьников составил 75,3% (в 2007 - 98,6%). При этом в некоторых школах, горячее питание заменяется буфетной продукцией. В ряде районов области организовано только одноразовое горячее питание.

Практически повсеместно в рационах питания выявляется нарушение соотношения основных пищевых веществ, не выполняются нормы потребления мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов.

Основными проблемами при организации школьного питания являются недостаточное количество специализированных базовых предприятий занимающихся производством продукции непосредственно для детского питания, низкая квалификация персонала школьных столовых, недостаточное финансирование для улучшения материально-технической базы пищеблоков. На них используется изношенное оборудование. В 61 школе отсутствуют пищеблоки, 152 школьные столовые располагаются в нетиповых помещениях.

Имелись случаи реализации запрещенной продукции, отсутствие документации, подтверждающей качество и безопасность скоропортящихся продуктов, использование продуктов с истекшим сроком реализации, нарушение правил мытья посуды, не укомплектованность столовых разделочным инвентарем и оборудованием, неисправность холодильного оборудования.

Финансирование мероприятий по совершенствованию организации питания в школах производится, в основном, из бюджетов муниципальных образований, не все из которых своевременно произвели необходимые перечисления денежных средств.

В 2008 году отмечалось недофинансирование из бюджетов Борисоглебского, Бобровского, Верхнехавского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Острогожского, Панинского, Репьевского, Хохольского, Эртильского районов.

Не в полном объеме принимаемые меры в организации питания школьников, являются одной из причин развития дистрофии и как следствие освобождение от призыва на военную службу. Так, из-за недостаточности питания в 2007 году на военную службу не было призвано 564 человека, в 2008 году - 656 человек.

Проведенной проверкой исполнения законодательства, направленного на развитие физической культуры и спорта, установлены факты недостаточного финансирования мероприятий в этой сфере.

Так, из выделенных областному государственному учреждению «Спортсооружения» 4 млн. 174,6 тыс. рублей на содержание базы отдыха «Шилово», 3 млн. 444 тыс. рублей были предназначены на оплату труда. На ремонт и реконструкцию базы средства практически не выделялись. В течение 5 лет не принимаются меры по подготовке базы к приему спортсменов и. организации детского отдыха. Вместе с тем, здания находятся в аварийном состоянии, непригодны для эксплуатации и требуют капитального ремонта.

Законом Воронежской области «О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 гг.» база отдыха «Шилово» включена в перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции в рамках областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007-2015 гг.». Однако соответствующие изменения в указанную программу не внесены, финансирование работ не предусмотрено. Следует отметить, что в программу внесено только 38 спортивных сооружений из 55, строительство и реконструкция которых предусмотрены Программой экономического развития Воронежской области на 2007-2011 гг.

На основании постановления администрации города Воронежа от 17 мая  2002 года областному государственному образовательному учреждению «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва водных видов спорта» в бессрочное пользование выделен земельный участок под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Однако из областного бюджета строительство комплекса не финансировалось.

В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов законодательства о физической культуре и спорте является содействие ее развитию среди инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи по реабилитации инвалидов на территории региона возложены на областное государственное учреждение «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва инвалидов», основной целью деятельности которой является   адаптация   детей-инвалидов   и   молодых   инвалидов   средствами физической    культуры    и    спорта    к    современной    жизни,    демонстрация потенциала их духовных и физических возможностей.

Проверка деятельности школы показала, что в нарушение Закона РФ «Об образовании» обучение в ней осуществляется без лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В школе нет собственной спортивной базы. Для проведения занятий ей арендуются помещения у других спортивных организаций. Она недостаточно обеспечена спортинвентарем. На его приобретение израсходовано только 12,0 тыс. рублей бюджетных средств. Частично восполнять недостаток финансовых ресурсов помогают спонсоры.

Объем оказываемых учреждением услуг недостаточен, чтобы удовлетворить потребности детского населения в занятиях спортом по специальным учебным программам. Так, в регионе проживает около 10 тыс. детей с различными видами заболеваний, из них в школе обучается всего 826 человек или 8,3%.

В основном учебный процесс организован только в городе Воронеже и лишь в 6 районах области имеются филиалы учреждения. В остальных районах они отсутствуют и обучение детей-инвалидов недоступно. В этой связи для повышения эффективности деятельности учреждения необходимо создание филиалов во всех районах области.

Указанные нарушения стали возможными из-за ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей руководителями учреждений для детей и молодежи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ослаблением ведомственного контроля со стороны департамента образования, науки и молодежной политики, департамента труда и социального развития, управления физической культуры, спорта и туризма Воронежской области.

В связи с этим, прокуратурой области внесено представление первому заместителю председателя правительства Воронежской области Галине Агаповой об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших, привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. В представлении предложено рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании учреждений дополнительного образования детей.