03 мая 2024

Отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области проведен анализ судебно-следственной практики по делам о преступлениях, предусмотренных ст.291 УК РФ (дача взятки).

Одной из форм борьбы со взяточничеством, применение которой позволит снизить его уровень, то есть сыграет превентивную роль, является более широкое применение положений ст.291 УК РФ. Указанное обстоятельство должно привести к увеличению числа обращений граждан в правоохранительные органы с заявлениями о еще несостоявшихся незаконных получениях представителями власти денежных средств, позволит оперативным подразделением своевременно планировать и проводить мероприятия, направленные на документирование и пресечение преступной деятельности.

Определенные шаги на данном направлении уже сделаны. В 2008 году выявлено 53 таких преступления, что на 112 % больше, чем в предыдущем. Положительная тенденция сохраняется и в текущем году. Так, за 5 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выявлено в 3 раза  больше указанных преступлений (48 против 16).

Вместе с тем, несмотря на широчайшее распространение данного вида преступления, укоренившееся в сознании обывателей мнение о необходимости материального вознаграждения должностных лиц за совершение последними необходимых гражданам действий, в 23 районах области, т.е. свыше половины всех муниципальных образований, факты дачи взятки не выявлялись.

В 2009 году органами предварительного следствия возбуждено 48 уголовных дел данной категории: 20 – следственными органами Следственного управления СК при прокуратуре РФ по Воронежской области, 28 – органами внутренних дел.

Следует отметить, что все дела возбуждены по признакам преступления, предусмотренного частью 2 ст.291 УК РФ, то есть по фактам дачи взяток должностным лицам за совершение ими заведомо незаконных действий. Кроме того, в текущем году не выявлено ни одного факта дачи взяток чиновникам контролирующих органов, а также органов государственной власти и местного самоуправления.

Все выявленные преступления связаны с дачей взяток должностным лицам правоохранительных органов: 1 – сотруднику ППС, 10 – ДПС, 5 – сотрудникам административной практики, 2 – оперуполномоченным БЭП, 2 – Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, 2 – Управления налоговой полиции.

Указанные обстоятельства, учитывая высокий уровень коррумпированности чиновничьего аппарата, свидетельствуют о том, что должностные лица не заинтересованы в уведомлении правоохранительных органов о фактах обращения к ним граждан с предложениями взяток, поскольку намереваются и, в конце концов, получают незаконное денежное вознаграждение.

Вместе с тем, ст.9 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязывает государственных или муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Следует отметить, что размеры выявленных взяток, предлагаемых гражданами, невелики, в основном до 500 рублей. В текущем году выявлено лишь 3 эпизода анализируемых преступлений, суммы которых относительно значительны.

Так, Павловским МСО СУ СК возбуждено 2 уголовных дела в отношении гражданки Сурковой, которая дважды дала взятку по 10 тысяч рублей оперуполномоченному Управления федеральной службы исполнения наказаний за покровительство. Кроме того, СУ СК возбуждено уголовное дело в отношении Данковцевой, давшей взятку в размере 50 тысяч рублей оперуполномоченному Управления налоговой полиции за отказ в возбуждении уголовного дела.

Из возбужденных в текущем году уголовных дел 11 направлено в суд, 10 расследуются, 27 прекращены (все за смертью лица, подозреваемого в даче взяток руководителю филиала бюро МСЭ Луневой Н.Н. за предоставление гражданам группы инвалидности).

В 2008 году судами области рассмотрено 23 уголовных дела рассматриваемой категории, в текущем году – 4.

Анализ судебных решений показывает, что практически все приговоры постановлены в особом порядке судебного разбирательства, то есть без проведения судебного следствия. При этом лишь в 1 случае назначено наказание в виде лишения свободы, связанное с реальным его отбыванием.

Лишь в одном случае подсудимому назначено наказание в виде лишения свободы условно, в остальных случаях (23 в 2008 году и 1 в текущем) назначено наказание в виде штрафа.

Таким образом, следует отметить крайне низкий уровень профилактической составляющей обвинительных приговоров судов.

Так, несмотря на то, что преступление, предусмотренное частью 2 ст.291 УК РФ, является тяжким, к виновным лицам в основном применяются наиболее мягкие меры наказания, не связанные с реальным лишением свободы, что значительно снижает воспитательное воздействие приговора и практически исключает его превентивную роль в отношении иных, еще не совершавших преступления лиц.

Результаты проведенного анализа обсуждены на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам координации и взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям. Оперативным подразделениям указано на необходимость активизации работы по выявлению и пресечению фактов дачи взяток, более широкого освещения указанной деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации с целью воспитания правосознания граждан.