27 ноября 2024

03 июля 2009 года под руководством прокурора области Николая Шишкина состоялось совещание по вопросу соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность по проведению азартных игр.

На совещании присутствовали руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергей Дуканов, директор федерального государственного учреждения «Воронежский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Павел Гуров, прокурор города Иван Панченко, представители ГУВД и прокуратуры области.

Выступая перед участниками совещания, заместитель прокурора области Иван Замараев отметил: «О положительных результатах совместных усилий правоохранительных и контролирующих органов с 2008 года и по настоящее время свидетельствует ликвидация с улиц города всех игровых автоматов «Ромашка» (69), общее количество изъятых игровых автоматов (2141) и игровых столов (16).

Органами прокуратуры в течение 2008 – истекшего периода 2009 года в ходе проверок выявлено более 300 нарушений закона в сфере игорного бизнеса, направлено 12 заявлений в суд, внесено 15 представлений об устранении нарушений закона, возбуждено более 70 различных административных производств, объявлено 20 предостережений о недопустимости нарушений закона, возбуждено 12 уголовных дел.

ГУВД по Воронежской области в 2008 году составлено 96 материалов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых судами наложено штрафных санкций на общую сумму 4 млн. 239 тыс. рублей. В текущем году работа на данном направлении продолжена (изъято 334 игровых автомата, 62 ПЭВМ, на 132 игровых автомата наложен арест).

Основная цель, которая стоит перед нами при выборе форм реагирования – прекратить либо парализовать на продолжительное время незаконную деятельность таких заведений.

С июля текущего года для всех правоохранительных и контролирующих органов начался новый этап деятельности в данной сфере и связан он с закрытием оставшихся «легальных» игорных заведений  - казино.

Запрет на проведение азартных игр и активная работа правоохранительных органов подтолкнули хозяйствующих субъектов к поиску новых форм и методов ведения игорного бизнеса, незапрещенных с юридической точки зрения действующим законодательством. 

Перепрофилирование деятельности игорных заведений в Воронежской области и в России в целом, осуществляется в форме создания лотерейных, покерных клубов, интернет-кафе.

В правовой литературе такие заведения принято называть «псевдоклубы», ввиду того, что многие из них не собираются прекращать приносящую огромных доход, основанную на риске, азартную деятельность.

Наряду с законодательством, регламентирующим игорную деятельность, не менее актуальными становятся нормы права о лотереях и спорте.

В настоящее время в городе Воронеже функционируют около 45 лотерейных клубов.

В зависимости от вида проводимой лотереи контроль за ними осуществляется органами ФНС России (общероссийские лотереи), либо органами исполнительной власти субъекта (департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области – региональные лотереи) и местного самоуправления (управление по предпринимательству, потребительскому рынку и услугам администрации города - муниципальные лотереи).

Юридические лица – владельцы лотерейных заведений могут являться организаторами лотерей, но в большинстве случаев они выступают посредниками (операторы, распространители) и действуют на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с организаторами (преимущественно - московские фирмы).

На территории области лотерейными заведениями проводится ряд общероссийских лотерей «Ностальжи», «Поймай удачу», «Лотомания» и др., которые зарегистрированы ФНС России и включены в соответствующий реестр.

Федеральное законодательство допускает использование лотерейных терминалов, в которых, в отличие от игровых автоматов, «нет устройств, определяющих случайным образом выигрыш», так как он заранее определен организатором лотереи.

Одна из опасностей состоит в том, что зачастую под видом лотерейных, владельцами заведений используются именно игровые автоматы, функционирующие на системе азартной игры. 

Для привлечения виновных лиц к ответственности необходимо доказать, что в электронной системе автомата (электронной плате) установлена программа не лотерейного характера, определяющая выигрыш случайным образом. 

Деятельность Интернет-заведений  (около 150 на территории г. Воронежа) отдельным законом не регулируется, их отношения с клиентами регулируются гражданским законодательством.

Проверки таких заведений носят наиболее сложный характер, поскольку правоохранительным органам необходимо доказать, что их деятельность по предоставлению доступа к сети «Интернет» одновременно является деятельностью по организации и проведению азартных игр. 

Во избежание ответственности, Интернет-салоны работают на основании субагентского договора и по поручению стороны соглашения совершают действия по организации доступа в Интернет к системе, позволяющей совершать оборот электронных денег.

В результате этого, пользователи самостоятельно распоряжаются электронными средствами, находящимися на их балансе в системе.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа указал, что Интернет-салоны лишены возможности каким-либо образом воздействовать на состояние баланса, поскольку их функции, по существу, ограничиваются функциями оператора, обеспечивающего с помощью принадлежащего ему стандартного компьютерного  оборудования доступ пользователей в систему, а также ввод наличных денег в систему и выплату денег из системы при их наличии на балансе. 

Руководствуясь тем, что Интернет-заведения фактически не заключают каких-либо соглашений о выигрыше с посетителями, не устанавливают правила проведения азартных игр и выплачивают именно выигрыши посетителям, суды отказывают в привлечении их к ответственности».

В целях координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию незаконной азартной деятельности  прокуратурой области в адрес руководителя Управления ФНС России по Воронежской области и начальника МОБ ГУВД по Воронежской области направлены  поручения об активизации работы на данном направлении; обсуждены формы и принципы деятельности «псевдоклубов», возможные методики их проверок, привлечения виновных к ответственности.