26 ноября 2024

Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства о защите жизни и здоровья детей при подготовке образовательных учреждений к 2009/2010 учебному году.

Ее результаты показали, что, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему в регионе допускаются нарушения прав учащихся на охрану жизни и здоровья в период нахождения в образовательных учреждениях.

Одной из основных проблем обеспечения безопасности  воспитанников образовательных учреждений является отсутствие достаточных средств на проведение ремонта в бюджетах органов местного самоуправления. Большинство из них являются дотационными. Действующие на территории области целевые программы «Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы», «Социальное развитие села на 2005-2010 годы» не обеспечивают в полной мере необходимое финансирование на указанные цели.

Так, органами Госпожнадзора с замечаниями принято 109 образовательных учреждений, органами Роспотребнадзора – 166. Основными замечаниями являются необходимость пропитки чердачных помещений огнезащитным составом, ремонт пищеблоков, систем водоснабжения, канализации, центрального отопления. Проведение этих работ требует дополнительных материальных затрат. 

В ходе проверки проанализирован доклад руководителя департамента образования, науки и молодежной политики о готовности образовательных учреждений к 2009/2010 учебному году, согласно которому готовность составила 100%.

Однако информация, содержащаяся в докладе, не соответствует фактическим данным и не отражает реального положения технического состояния образовательных учреждений.

Проверкой установлено, что до настоящего времени не подписаны акты о готовности к учебному году кадетской школы-интерната «Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус» в связи с проводимым ремонтом. МОУ «Козловская СОШ» Терновского района закрыта в связи с реконструкцией основного корпуса и здания спортивного зала (дети временно обучаются в МОУ «Козловская ООШ»). Однако в докладе отражено о готовности всех школ к учебному году, и он направлен руководителю Федерального агентства по образованию.

Доклад подготовлен начальником отдела обеспечения безопасности сети учреждений Центра обеспечения деятельности учреждений образования на основании актов подготовки школ к учебному году, утверждаемых межведомственными комиссиями муниципальных образований. Как показала проверка, некоторые из них составлены формально.

Межведомственные комиссии, осуществлявшие приемку зданий и составлявшие акты готовности школ к учебному году, не во всех случаях принципиально реагируют на выявленные нарушения законодательства, несоответствие условий осуществления образовательного процесса требованиям безопасности для жизни и здоровья детей.

В нарушение требований закона допускаются факты проведения ремонтных работ в школах в течение учебного года.

Так, в муниципальных контрактах на ремонт зданий МОУ «Подгоренская СОШ», «Елань-Коленовская СОШ №1» Новохоперского района, МОУ «Яменская СОШ» Рамонского района окончание ремонта предусмотрено 30.09.2009, 30.11.2009 и 10.09.2009 соответственно, что создает условия для возникновения    угрозы    жизни   и   здоровью    детей.  В    МОУ   СОШ № 5,8 города Воронежа после приемки к новому учебному году продолжаются ремонтные работы.

В актах готовности к учебному году МОУ «Эртильская СОШ №1», «Щучинская СОШ» Эртильского района отсутствует оценка качества проведенного ремонта. При этом в ходе проверки выявлены нарушения технического состояния зданий. В МОУ «Эртильская СОШ №1» не установлены маяки на трещинах, имеющиеся на стене правого крыла корпуса для начальных классов. Над запасным выходом основного корпуса и на потолке помещения холла 3 этажа нависает штукатурка.

В МОУ «Марьевская СОШ» Ольховатского района согласно акту технической экспертизы от 03.12.2008, проведенной ОАО «Воронежоблремстройпроект», спортивный зал признан аварийным и подлежащим демонтажу. Однако беспрепятственный проход к нему не ограничен, что создает опасность для жизни и здоровья детей.

В актах готовности к новому учебному году школ Рамонского района не отражены нарушения законодательства о пожарной безопасности, установленные прокуратурой в ходе контрольной проверки. Так, в МОУ «Скляевская СОШ» руководитель и лица, ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума, не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, отсутствуют документы по пожарной безопасности.

Пожарные сигнализации в МОУ «СОШ №12», «Вознесеновская СОШ», «Дракинская СОШ» Лискинского района в неисправном состоянии. Двери эвакуационного выхода  из спортзала МОУ «Вознесеновская СОШ» закрыты снаружи на замок. В МОУ «Дракинская СОШ» отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок автоматических пожарных сигнализаций. Работниками МОУ «СОШ №1» города Лиски допускается хранение под лестничными маршами горючих материалов. Несмотря на указанные нарушения, данные  учреждения приняты к новому учебному году. 

Здания всех школ Грибановского района не оборудованы системами оповещения людей о пожаре, чердачные помещения не обработаны огнезащитным составом, на территории многих школ отсутствуют пожарные водоемы, установки молниезащиты, соединение жил электроприводов выполнены с нарушением правил устройства электроустановок, не произведен расчет эвакуации людей в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности.

Согласно заключениям комиссии, все образовательные учреждения Железнодорожного района готовы к новому учебному году. Однако, проверкой установлено, что автономная некоммерческая образовательная организация – средняя общеобразовательная школа «Радуга», осуществляет образовательную деятельность без лицензии и заключений Госпожнадзора, Роспотребнадзора.

Указанные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровья детей и стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей органами местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению содержания зданий и сооружений.

В связи с этим, прокуратурой области внесено представление первому заместителю председателя правительства Воронежской области Галине Агаповой об устранении нарушений законодательства о защите жизни и здоровья детей. В представлении поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ответственных должностных лиц,  в том числе начальника отдела обеспечения безопасности сети учреждений Центра обеспечения деятельности учреждений образования Коваленко С.М., подготовившего недостоверный доклад о готовности образовательных учреждений к 2009/2010 учебному году. Также прокуратурой рекомендовано инициировать перед Воронежской областной Думой вопрос о выделении дополнительных денежных средств из бюджета области на финансирование общеобразовательных учреждений по устранению предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора.