26 ноября 2024

Как сообщалось ранее, Коминтерновским районным судом города Воронежа вынесен обвинительный приговор оперуполномоченному уголовного розыска Коминтерновского РУВД 29-летнему Владимиру Погорелову, милиционеру роты вневедомственной охраны 27-летнему Алексею Чистову и оперуполномоченному уголовного розыска 25-летнему Евгению Аксенову за совершение преступлений, предусмотренных п.п.«а»,«б» части 3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан с применением насилия и специальных средств). Вместе с сотрудниками милиции за совершение преступления, предусмотренного п.«г» части 2 ст.112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное группой лиц) осужден учащийся Московского гуманитарного экономического института 24-летний Сергей Колупаев.

Судом установлено, что в марте 2006 года, в течение дня, сотрудники милиции, находящиеся при исполнении служебных обязанностей Погорелов, Чистов и Аксенов задержали двух граждан, которых с применением спецсредств доставили в Управление внутренних дел Коминтерновского района, составив сфальсифицированный материал о якобы совершенном мелком хулиганстве. В здании Управления одного из задержанных избили и заставили подписать документы о приобретении им наркотических средств, а от второго получили признание о том, что наркотические средства он приобрел у гражданина А.

Из приговора суда: «…совместными действиями Погорелова, Чистова и Аксенова существенно нарушены охраняемые законом интересы государства, выразившееся в дискредитации правоохранительных органов, и как следствие подрыве авторитета государства и органов власти в сознании граждан».

В тот же день, спустя несколько часов,  Погорелов, Чистов, Аксенов и их общий знакомый Колупаев незаконно задержали гражданина А., которого с применением спецсредств также доставили в здание РУВД, избивая как по пути следования, так и в помещении Управления, отрабатывая на задержанном приёмы самбо, требуя признания в незаконных операциях с наркотическими средствами и подписания необходимых документов. Не получив желаемого результата, Погорелов, Чистов, Аксенов и Колупаев решили подвергнуть задержанного еще более жестокому физическому насилию и унижению, сняв с него всю одежду и попытавшись совершить насильственные действия сексуального характера. При этом сотрудники милиции угрожали задержанному тем, что все действия они зафиксируют видео- и фотосъемкой, а затем направят пленки в тюрьму, где тот будет отбывать наказание. Но сломить волю задержанного к сопротивлению не удавалось, гражданин А. по-прежнему отказывался признать себя виновным и подписывать процессуальные документы.

После дальнейших издевательств на задержанным, сопровождавшихся различными унижениями, с целью придания своим противоправным действиям законного характера сотрудники милиции составили протокол личного досмотра гражданина А., внеся в протокол записи об изъятии наркотических средств и о том, что задержанный от подписи отказался. В качестве одного из понятых протокол удостоверил Колупаев. Затем сотрудники милиции представили в дежурную часть Управления сфальсифицированные рапорта о совершенном гражданином А. неповиновении и объяснение Колупаева аналогичного содержания.

В результате действий сотрудников милиции гражданину А. был причинен вред здоровью средней тяжести.

Из приговора суда: «действия должностных лиц – сотрудников милиции Погорелова, Аксенова, Чистова и не должностного лица Колупаева умаляют достоинство личности А., охраняемое государством. Их действиями А. был подвергнут пыткам, насилию, жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению. При этом были грубо и существенно нарушены конституционные права А. на свободу и личную неприкосновенность».

В предъявленном обвинении подсудимые Погорелов, Аксенов, Чистов и Колупаев свою вину не признали.

Однако, суд счел доказательства, представленные государственным обвинителем прокуратуры района, достаточными для вынесения обвинительного приговора:

«К показаниям подсудимых, как на предварительном следствии, так и в судебном заседании суд относится критически, поскольку считает, что это способ их защиты, чтобы уйти от ответственности за действительно содеянное, и они не соответствуют другим доказательствам…

Свидетели защиты по существу предъявленного обвинения ничего пояснить не могли, поскольку они не присутствовали при совершении преступлений и кроме того, все они на момент совершения преступлений либо работали в УВД по Коминтерновскому району г.Воронежа, либо были тесно связаны с работой УВД, что говорит об их корпоративной заинтересованности в рассмотрении уголовного дела…»

В июле 2008 года все осужденные были приговорены к условной мере наказания, а Погорелов освобожден из-под стражи в зале суда.

Приговор был обжалован прокуратурой в связи с чрезмерной мягкостью назначенного наказания.

В кассационном представлении прокуратуры, в частности указывалось на то, что наказание, назначенное осужденным, не соответствует тяжести содеянного. Установив совокупность обстоятельств, принимаемых во внимание при определении меры и порядка отбытия наказания, суд не в полной мере оценил тяжесть совершенных преступлений и их высокую общественную опасность, которая выражается не только в нарушении конституционных прав граждан, но и в подрыве авторитета, дискредитации правоохранительных органов. Судом приняты во внимание положительные характеристики осужденных. Однако не была дана оценка тому обстоятельству, что осужденные признаны виновными в совершении преступлений при осуществлении ими должностных полномочий. Лица, поощренные за надлежащее исполнение профессионального долга, так цинично отнеслись к соблюдению основного Закона государства – Конституции Российской Федерации.

В связи с мягкостью наказания государственный обвинитель просил отменить приговор в отношении осужденных.

13 января 2009 года судебной коллегией по уголовным делам Воронежского областного суда по представлению прокуратуры приговор Коминтерновского районного суда в отношении Погорелова, Аксенова, Чистова и Колупаева отменен, уголовное дело было направлено на новое судебное рассмотрение в ином составе судей.

Рассмотрев заново уголовное дело в августе 2009 года, суд приговорил Погорелова и Аксенова к четырём годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года. Осужденные взяты под стражу в зале суда.

Чистову и Колупаеву, с учётом их роли в совершенных преступлениях, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 и 3 года соответственно. Наказание считается условным. Оба лишены права занимать должности в правоохранительных органах.

Кроме того, с осужденных в солидарном порядке взыскано 80 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда в пользу потерпевшего.

Теперь уже осужденные обжаловали приговор. Представитель прокуратуры возражал против удовлетворения жалобы.

22 октября 2009 года судебная коллегия по уголовным делам Воронежского областного суда оставила приговор в части наказания Погорелова и Аксенова, приговоренных к лишению свободы, без изменения, а их жалобы без удовлетворения.

Приговор вступил в законную силу. Прокуратура области считает приговор законным и обоснованным.