26 ноября 2024

Прокуратурой области проведен анализ состояния законности и прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних и исполнением законов, направленных на защиту детей от жестокого обращения.

Обобщение показало, что районными органами и учреждениями системы профилактики в целом проводится комплекс мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении,  обследованию условий содержания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, не всеми органами местного самоуправления, опеки и попечительства соблюдаются требования законодательства при передаче детей под   опеку,   в   приемные   семьи.   Функции   по   осуществлению   контроля за содержанием, воспитанием, образованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также за деятельностью опекунов и попечителей выполняются не во всех случаях.

Не всегда органами системы профилактики  добросовестно исполняются возложенные на них обязанности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

В Новоусманском районе между органами и учреждениями системы профилактики отсутствует взаимодействие, позволяющее организовать результативную деятельность по выявлению фактов жестокого обращения с детьми. Не налажен обмен информацией  по вопросам соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.

В отделе опеки и попечительства района не ведется учет неблагополучных семей. Отсутствует информация о несовершеннолетних, подвергавшихся насилию, в том числе в семье. Поступающая из правоохранительных органов информация в работе не используется, меры по защите прав детей не принимаются.

В нарушение требований законодательства специалистами муниципального образовательного учреждения Ростошинская СОШ  Эртильского района скрывалась информация о ребенке, находящемся в условиях, угрожающих жизни и здоровью. Ребенок-инвалид воспитывался матерью в помещении, где температура составляла +14 градусов. При осмотре девочки врачами обнаружены следы перенесенного обморожения. Несмотря на это социальным педагогом школы составлялись акты о нахождении ребенка в условиях, соответствующих нормам.

В нарушение положений законодательства об опеке и попечительстве обследование жилищных условий не проводилось у несовершеннолетних, в отношении которых установлена опека в  Бобровском, Воробьёвском,  Калачеевском, Хохольском, Советском и Железнодорожномрайонах.

Специалистами отдела опеки и попечительства администрации Бобровского района должным образом не оформлялись договоры доверительного управления имуществом подопечных.

Прокурорами выявлены факты установления опеки, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. Граждане, желающие стать опекунами,  не предоставляли  все необходимые документы.

Указанные нарушения выявлены в Калачеевском, Ольховатском, Новохоперском и других районах. Так, органы опеки и попечительства Ольховатского района к личным делам опекунов не приобщили справки об отсутствии у проживающих с опекунами членов семьи заболеваний, препятствующих общению с ребенком.

Нарушения при осуществлении контроля за действиями опекунов и попечителей выявлены в Воробьёвском, Новоусманском, Хохольском районах.

Не всегда удовлетворительно проводится работа по исполнению законов, направленных на защиту детей от жестокого обращения в интернатных учреждениях области.

В нарушение требований Семейного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ администрациями школ-интернатов допускалась передача воспитанников в семьи граждан при отсутствии необходимых для этого документов.

Так, на летних отдых к родителям администрацией ГООУ «Калачеевская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», передан 21 воспитанник.

Вместе с тем, среди документов, представленных гражданами в интернатное учреждение, имелись только заявления и заключения органов опеки и попечительства. Копии паспортов, информация о составе семей, куда передавались дети, а также согласие других членов семьи, отсутствовали. 

Распространены случаи самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников из интернатных учреждений.

Так, за 9 месяцев текущего года территории школ-интернатов, детских домов, социальных приютов и социально-реабилитационных центров оставили более 40 воспитанников.

Основными причинами самовольного оставления несовершеннолетними территории вышеуказанных учреждений является недостаточная профилактическая работа, проводимая сотрудниками и администрацией интернатных учреждений с воспитанниками.

За 9 месяцев текущего года по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенных с жестоким с ними обращением, в отношении родителей или иных лиц, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними, возбуждено 51 уголовное дело, предусмотренное ст.156 УК РФ.

Действенным способом оказания воздействия на лиц, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности по воспитанию, содержанию и образованию несовершеннолетних является привлечение их к административной ответственности.

Так, в текущем году в связи с неисполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних к административной ответственности привлечено 1849 лиц.

По всем выявленным в ходе проверок нарушениям приняты меры прокурорского реагирования. За 9 месяцев текущего года в сфере охраны жизни и здоровья детей выявлено свыше 3300 нарушений законов,  принесено 54  протеста на незаконные правовые акты, предъявлено 720 исков, внесено 248 представлений об устранении нарушений закона, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 359 лиц, к административной ответственности привлечено 510 лиц.

Вопросы соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и исполнения законов, направленных на защиту детей от жестокого обращения, находятся на постоянном контроле прокуратуры области.