26 ноября 2024

Проведенной прокуратурой области проверкой установлено, что органами управления образованием всех уровней, выполняющими функции в сфере опеки и попечительства, принимаются  определенные меры, направленные на защиту прав указанной категории детей. Ведется работа по обеспечению сирот жилыми помещениями. В 2009 году на приобретение жилья предусмотрено 51,616 млн. рублей для 71 человека.

Вместе с тем, несмотря на то, что субвенции на приобретение жилья переданы органам местного самоуправления, некоторыми из них работа по их освоению ведется медленно (Борисоглебский, Бобровский, Острогожский, Панинский, Таловский районы).

Не всеми органами местного самоуправления приобретается благоустроенное жилье, обеспечивается сохранность закрепленных за детьми жилых помещений. В результате этого, они требуют ремонта, либо приходят в непригодное для проживания состояние.

Закрепленное в 2005 году за несовершеннолетними жилое помещение в поселке Верхний Острогожского района пришло в непригодное для проживания состояние. Однако, какие-либо меры органами местного самоуправления к его ремонту не принимались. Прокурором в защиту интересов сирот в суд подано заявление об обязании администрации сельского поселения приобрести пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение. Решением Острогожского районного суда требования прокурора удовлетворены. Решение исполнено.

Аналогичные нарушения имели место в Каширском, Панинском районах.

Отделом опеки и попечительства управы Железнодорожного района,  в нарушение п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», надлежащим образом не выполнялись обязанности по контролю за сохранностью имущества и управлением имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За несовершеннолетним Т., 1992 года рождения, закреплено жилое помещение, в котором отсутствуют двери, окна, водопровод, освещение, повреждены крыша, стены, пол. Документы, подтверждающие регистрацию Т. в указанной квартире, отсутствуют.

Аналогичные нарушения имущественных прав допущены в отношении еще ряда несовершеннолетних.

Реальных мер, направленных на сохранность, восстановление жилья, либо признание его непригодным для проживания, отделом опеки и попечительства управы Железнодорожного района не принимается.

На учете в отделе опеки и попечительства управы Ленинского района также имеются подопечные и воспитанники интернатов, которые являются единственными квартиросъемщиками или владельцами жилья, фактически непригодного для проживания либо требующего ремонта. Между тем, меры по ремонту жилья и передаче его в собственность не принимаются.

Отделом опеки и попечительства управы Советского района не реализуются меры по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетней Д. Закрепленное за несовершеннолетней жилое помещение, уничтожено в результате пожара. Кроме того, в ее личном деле отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности на ½ долю жилого дома. Обследование указанного имущества не проводилось, соблюдение интересов несовершеннолетней при его использовании не проверялось. Более того, из имеющихся в деле объяснений усматривается, что наследственное имущество несовершеннолетней используется опекуном в личных целях – для проживания дочери с семьей, что не соответствует интересам опекаемой.

Имеют место факты не постановки детей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также длительное не предоставление жилья, состоящим на учете.

В деятельности муниципальных образовательных учреждений, имеются серьезные недостатки и упущения в части выполнения задач и функций, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.

Администрация МОУ «Нижнеольшанская СОШ» Острогожского района достоверно зная  о том, что несовершеннолетние брат и сестра на протяжении нескольких лет проживали без родителей, своевременно не информировала органы опеки и попечительства.

В этой связи в отношении директора школы прокурором возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.36 КоАП РФ. Постановлением КДН и ЗП он привлечен к административной ответственности.  

Указанные нарушения стали возможны вследствие ослабления контроля департамента образования, науки и молодежной политики за деятельностью органов управления образованием, опеки и попечительства. В этой связи прокуратурой области руководителю департамента внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования: внесено 28 представлений об устранении нарушений закона, в суд подано 12 исковых заявлений, принесено 8 протестов, 1 должностное лицо предостережено о недопустимости нарушения закона, 1 - наказано в административном порядке.

Прокуратурой области выработаны дополнительные меры по обеспечению систематического надзора за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве.