24 ноября 2024

Основное внимание органов прокуратуры области в истекшем году было направлено на выявление и пресечение нарушений законодательства о государственной гражданской, муниципальной службе и противодействии коррупции, о порядке использования государственного и муниципального имущества, о правоотношениях в бюджетной сфере,  устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления, повышение эффективности борьбы преступлениями коррупционной направленности, координацию деятельности правоохранительных органов, а также органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений.

Органами прокуратуры области в анализируемой сфере правоотношений выявлено 3866 нарушений действующего законодательства, в том числе 415 незаконных правовых актов. В целях устранения выявленных нарушений принесено свыше 400 протестов, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 233 заявления, внесено 651 представление об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 648 должностных лиц, объявлено 26 предостережений о недопустимости нарушения закона.

В 2010 году прокурорами в следственные органы направлен 31 материал для осуществления уголовного преследования. По результатам рассмотрения указанных материалов возбуждено 20 уголовных дел.

Реализация органами прокуратуры области полномочий по предупреждению коррупционных правонарушений, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы на стадии законопроектной деятельности, позволила предотвратить массовое принятие нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, противоречащих законодательству о противодействии коррупции.

Во исполнение положений Национального плана противодействия коррупции прокуратурой области в истекшем году проведен анализ результатов работы правоохранительных и контролирующих органов, а также исполнительных органов государственной власти Воронежской области в части реализации программных мероприятий названного плана. Итоги данной работы свидетельствуют, что не всеми органами власти, правоохранительными органами надлежащим образом и в полной мере были исполнены требования законодательства о противодействии коррупции, в том числе, предусматривающие необходимость утверждения собственных планов противодействия коррупции, создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, принятия предусмотренных законодательством правовых актов в указанной сфере и др.

В первом полугодии 2011 года прокуратурой области запланировано проведение в порядке контроля повторной проверки исполнения органами государственной власти Воронежской области поручений Президента РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям, Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции, а также требований антикоррупционного законодательства. 

Ведется постоянный мониторинг средств массовой информации в целях получения сведений о различных коррупционных правонарушениях. Все подобные сообщения докладываются руководству прокуратуры области, при необходимости по ним назначаются соответствующие проверки.

Проверкам соблюдения законодательства о противодействии коррупции территориальными подразделениями федеральных органов власти, органами исполнительной власти Воронежской области, органами местного самоуправления, в том числе, реализующими разрешительные полномочия, иными организациями уделяется особое внимание.

Первостепенное значение в профилактике правонарушений коррупционной направленности органами прокуратуры придается вопросам выявления фактов нарушений установленных законодательством ограничений, запретов и обязанностей, несоблюдения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2008 году ООО «Тайфун», одним из соучредителей которого являлся Вторников А.Н., постановлением администрации области предоставлена территория для осуществления пользования объектами животного мира на территории Бутурлиновского района. В последующем Вторников А.Н. по результатам конкурса принят на должность инспектора инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Воронежской области в Бутурлиновском районе. Выйдя из состава учредителей ООО «Тайфун», Вторников А.Н. передал долю участия своей жене. Учитывая возможность возникновения конфликта интересов при осуществлении Вторниковым А.Н. надзорных функций на территории, находящейся в пользовании аффилированного с ним ООО «Тайфун», неисполнение государственным служащим обязанностей по уведомлению работодателя о возможном возникновении конфликта интересов, Воронежским межрайонным природоохранным прокурором руководителю инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Воронежской области внесено представление. По результатам его рассмотрения Вторников А.Н. привлечен к дисциплинарной ответственности, в должностной регламент инспектора внесены коррективы, предусматривающие изменение поднадзорной ему территории.

В истекшем году прокурорами продолжали выявляться факты нарушения установленных законодательством запретов, ограничений. В большей степени это было характерно для муниципальных служащих.

К примеру, глава администрации Новогремяченского сельского поселения Плутахина С.В. после избрания ее на муниципальную должность не вышла из состава учредителей коммерческой организации – ООО «Уют». По результатам рассмотрения представления прокурора района Плутахина С.В. привлечена к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные факты вхождения муниципальных служащих в состав учредителей (акционеров), органов управления коммерческими организациями, либо занятия служащими предпринимательской деятельностью выявлены прокурорами Каменского, Калачеевского, Россошанского, Левобережного, Ленинского, Советского районов, прокурором г. Воронежа.

В истекшем году по-прежнему были достаточно распространены нарушения порядка ведения кадровой работы в муниципальных образованиях области, муниципальные правовые акты, регламентирующие прохождение службы, противоречили действующему законодательству, допускались и иные нарушения законодательства о порядке прохождения службы и противодействии коррупции. 

К примеру, прокурором г. Нововоронежа установлено, что заместитель главы администрации городского округа Голубев Г.В. при поступлении на муниципальную службу 16.07.2010 представил заведомо ложные сведения о наличии двух высших профессиональных образований. Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что первый диплом является подложным, т.к. в учебном заведении, указанном в дипломе, он не обучался, диплом о высшем образовании ему не выдавался. В ходе рассмотрения прокурорского представления, Голубев Г.В. уволился с занимаемой должности.

Факты непредставления или же представления неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, либо с нарушением установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» сроков, не проведения кадровыми службами органов местного самоуправления проверок полноты и достоверности представленных сведений отмечены всеми прокурорами районного звена.

В целях предупреждения коррупционных проявлений в деятельности должностных лиц органов местного самоуправления прокурорами более активно принимаются меры к обеспечению закрепленных законодательством о противодействии коррупции принципов публичности и открытости деятельности органов власти.

К примеру, прокурором Семилукского района в связи с неисполнением органами местного самоуправления района закрепленной в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» обязанности по официальному опубликованию ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и общей численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, в суд направлено 12 заявлений о признании бездействия органов местного самоуправления поселений незаконным и возложении обязанности на муниципальные образования опубликовать указанные выше сведения.

Аналогичные заявления направлены в суд прокурорами Бобровского, Грибановского, Калачеевского, Каширского, Новохоперского, Рамонского, Репьевского, Терновского и др. районов области.

Большое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам надзора за исполнением законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.

Так, прокурорами выявлены факты осуществления частичного выполнения работ для муниципальных нужд до объявления торгов с последующим признанием победителем лица, выполнившего данные работы, и заключением с ним муниципального контракта – т.н. «мнимые» торги (Поворинский район). Установлены случаи отсутствия в муниципальных контрактах обязательных условий об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, размеров неустойки в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств; включения в контракты условий об обеспечении исполнения обязательства в размере 100% цены контракта; нарушения сроков представления в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган сведений о заключении и исполнении контрактов и пр. (Центральный, Коминтерновский районы г. Воронежа).

Прокурором Таловского района выявлены факты заключения муниципальных контрактов без проведения конкурсных процедур.

Нарушения законодательства о размещении заказов на поставку товаров для муниципальных нужд, имеющие коррупционную составляющую, выявлены прокурорами Каменского, Панинского, Репьевского и др. районов области, Воронежским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. 

Постоянное внимание уделяется вопросам надзора за исполнением законодательства об использовании государственного и муниципального имущества.

Типичным нарушением в данной сфере правоотношений является предоставление государственного либо муниципального имущества в аренду без проведения торгов, не проведение оценки имущества в целях определения размеров арендной платы, использование имущества без заключения договоров, в т.ч. после истечения срока действия договоров аренды. Такие нарушения установлены прокурорами Бобровского, Каменского, Кантемировского, Павловского, Репьевского, Советского, Центрального, Коминтерновского и др. районов, Борисоглебским межрайонным прокурором, Воронежским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Выявлялись и иные нарушения законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о противодействии коррупции. К примеру, Борисоглебским межрайонным прокурором установлено, что при приватизации здания, являющегося памятником истории и культуры, оно было передано в порядке реализации преимущественного права арендатору – субъекту малого предпринимательства. При этом, в решении о передаче имущества условия приватизации указаны не были, в договоре купли-продажи обременения по содержанию, сохранению и использованию  такого имущества также не были отражены.

По результатам рассмотрения представления виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Помимо изложенного, одной из наиболее подверженных возникновению и развитию коррупционных отношений является деятельность государственных и муниципальных органов, реализующих контрольно-надзорные и разрешительные функции, непосредственно связанная с организацией, проведением проверок и привлечением субъектов предпринимательской деятельности к ответственности, установлением различного рода условий осуществления хозяйственной деятельности, не предусмотренных действующим законодательством.

Типичными нарушениями в данной сфере правоотношений являются наделение должностных лиц  органов местного самоуправления полномочиями органов Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роснедвижимости и пр., установление не предусмотренных законом периодичности и оснований проведения проверок, отсутствие обязанности согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры. Такие нарушения установлены прокурорами Каменского, Ольховатского, Подгоренского, Россошанского, Таловского и др. районов области.

Допускаются и иные нарушения законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений. К примеру, прокурором г. Воронежа опротестованы 3 нормативных правовых акта Воронежской городской Думы, в том числе отдельные положения Устава г. Воронежа, незаконно наделявшие органы исполнительной власти городского округа - г. Воронеж полномочиями по контролю за работой транспортных предприятий и организаций, независимо от форм собственности, эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и пр. Протесты рассмотрены, требования прокурора удовлетворены.

Прокурором г.Нововоронежа выявлен факт незаконного наделения муниципального учреждения  - «Муниципальная инспекция» полномочиями контрольно-надзорных органов в сфере потребительского рынка, градостроительной деятельности, охраны окружающей среды, имущественных отношений. По заявлению прокурора города судом принято решение о признании отдельных положений устава учреждения недействующими с момента принятия. Также прокурором города в суде оспорено решение городской Думы, которым данному учреждению незаконно передавались полномочия по муниципальному земельному контролю.

В 2010 году в правоохранительные органы области поступило 794  сообщения о преступлениях коррупционной направленности. По 412 из указанных сообщений возбуждены уголовные дела. Из них 127 –  преступления, предусмотренные ст.290 УК РФ (получение взятки), 51 – ст.291 УК РФ 9дача взятки).

Основными субъектами коррупционных преступлений являются преподаватели (17 лиц на 134 эпизода преступной деятельности), ветеринарные врачи (12 лиц на 72 преступления), врачи (20 лиц на 78 преступлений), сотрудники правоохранительных органов (19 лиц на 37 преступлений) и главы органов местного самоуправления (21 лицо на 23 преступления).

В 2010 году к уголовной ответственности за коррупционные преступления привлечено 19 сотрудников правоохранительных органов, в том числе 5 – службы судебных приставов, 11 – органов внутренних дел, 3 – ФСИН.

К одной из причин, способствующих коррупции на территории Воронежской области, можно отнести проблему отсутствия квалифицированных юридических кадров как в органах государственной власти, так и местного самоуправления. Следствием этого является принятие управленческих решений, не основанных на законе, издание нормативных правовых актов, не только противоречащих действующему законодательству, но и содержащих коррупциогенные факторы.

В целях исправления сложившейся ситуации прокуратура области, информируя губернатора, инициировала формирование комплекса методического сопровождения деятельности органов местного самоуправления.

Помимо этого, результаты проведенного прокуратурой области анализа исполнения органами власти Воронежской области программных мероприятий Национального плана противодействия коррупции показали, что самими органами власти не уделяется должного внимания вопросам  противодействия коррупционным проявлениям. Несмотря на то, что Законом области «О профилактике коррупции» обязанность по организации антикоррупционного образования и пропаганды возложена на конкретные органы власти (в сфере образования, науки и молодежной политики и в сфере печати и средств массовых коммуникаций), указанные органы не в полной мере реализуют данную функцию.  

В целях оптимизации прокурорской деятельности на данном направлении, отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе анализируется практика надзора и эффективность мер прокурорского реагирования.

Вопросы организации и эффективности надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции находятся в сфере постоянного внимания руководства прокуратуры области.