25 ноября 2024

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 мая 2009 года на органы прокуратуры возложены полномочия по согласованию проведения внеплановых выездных проверок.

В 2010 году в органы прокуратуры области поступило 1341 заявление о согласовании проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В 976 случаях проверки инициированы органами федерального контроля, 357 заявлений поступило от органов контроля Воронежской области, 8 - от муниципальных органов.

В 2009 году прокурорами рассмотрено 716 заявлений. Увеличение количества заявлений связано с распространением полномочий по согласованию проверок в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не только субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наиболее часто за согласованием внеплановых выездных проверок в органы прокуратуры области обращались: органы МЧС России (511 заявлений или 38,1 % от общего количества), Роспотребнадзора (354 или 26,4 %), региональные органы контроля (357 или 26,6 %).

По результатам рассмотрения поступивших заявлений отказано в проведении 533 внеплановых проверок, то есть в 40 % случаев (371 - федеральным органам власти, 159 - органам контроля области, 3 - муниципальным органам), из них в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства – в 429 случаях (80 % от общего количества решений об отказе).

Больше всех отказано в проведении проверок органам МЧС России (по 312 заявлениям или 61 % от их общего количества) и региональным органам контроля (159 или 44,5 %).

Основными причинами отказа в согласовании проверок явилось отсутствие оснований для их проведения (64,9%) и несоблюдение органами контроля требований к оформлению решения о проведении внеплановой выездной проверки (20,1%).

Примерами отказов в согласовании проверок могут служить следующие.

Прокуратурой области отказано департаменту здравоохранения Воронежской области в проверке ООО «Воронеж-Комплект-Сервис», так как ранее в отношении общества проведена аналогичная проверка управлением Росздравнадзора по Воронежской области. При этом, в распоряжении содержались требования о представлении проверяемым лицом документов, не относящейся к предмету проверки.

Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка области отказано в проведении проверки ООО «Стекляшка» в связи с несоответствием ее предмета полномочиям контролирующего органа. В нарушение ст.40 Закона «О защите прав потребителей» департаментом планировалось осуществление контроля в области защиты прав потребителей. При этом управлением Роспотребнадзора по Воронежской области уже была проведена проверка по аналогичным основаниям, а деятельность общества приостановлена судом.

Центральному межрегиональному территориальному управлению Ростехрегулирования отказано в проверке АЗС ООО «Союз-Ойл», так как распоряжением о проверке предусматривались мероприятия по контролю, не относящиеся к предмету проверки.

В 2010 году решения о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, а равно об отказе в их согласовании вышестоящему прокурору или в судебном порядке не обжаловались и не отменялись.