09 мая 2025

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано Конституцией Российской Федерации. Особое внимание государство уделяет здоровью женщин в период беременности, во время и после родов, здоровью детей.

В целях укрепления системы первичной медицинской и санитарной помощи, повышения доступности высокотехнологичных медицинских услуг, улучшения качества оказываемой медицинской помощи с 2006 года начата реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

Вместе с тем, проведенная прокуратурой области проверка показала, что в муниципальных учреждениях здравоохранения  г.Воронежа допускаются нарушения законодательства об охране здоровья граждан, материнства и детства.

В городском округе г.Воронеж сложилась негативная тенденция сокращения объемов финансирования муниципальных учреждений здравоохранения, перекладывания бремени медикаментозного обеспечения больниц, поликлиник, родильных домов на пациентов и их родственников. При этом грубо нарушаются права граждан на получение бесплатной, качественной и доступной медицинской помощи.

Так, при проверке деятельности муниципальных родильных домов установлено, что администрация городского округа г.Воронеж не выполняет своих обязанностей по надлежащему содержанию данных учреждений.

В МУЗ «Родильный дом № 2» расходы на медикаменты в 2006 году уменьшились по сравнению с 2005 годом почти в 6 раз с 3 млн. 200 тыс. руб. до 540 тыс. руб., снизились расходы на питание.

При снижении затрат на лечение больных, расходы на заработную плату персонала МУЗ «Родильный дом № 2» возросли на 470 тыс. руб. При этом расходы бюджета городского округа в 2006 году на данную статью уменьшены более чем в два раза с 3 млн. 200 тыс. руб. до 1 млн.345 тыс. руб. Увеличение расходов на заработную плату произведено за счет средств системы обязательного медицинского страхования.

Аналогичная ситуация сложилась и в МУЗ «Родильный дом № 3», где расходы на медикаменты в 2006 году по сравнению с 2005 годом уменьшились на 1 млн. 770 тыс. руб. (73%). Расходы на питание снизились на 126 тыс. руб. (15%).

При снижении затрат на лечение больных, расходы на заработную плату персонала МУЗ «Родильный дом № 3» возросли на 1 млн. 620 тыс. руб. (14%). Вместе с тем, расходы бюджета городского округа на данную статью уменьшены более чем в два раза с 2 млн. 755 тыс. руб. до 1 млн. 350 тыс. руб. Увеличение расходов на заработную плату также произведено за счет средств системы обязательного медицинского страхования.

Перенос обязательств бюджета на средства обязательного медицинского страхования привел к недофинансированию прямых расходов на оказание медицинской помощи и значительному снижению расходов на питание и медикаменты. При этом нарушаются условия тарифного соглашения, так как доля средств обязательного медицинского страхования, израсходованных на медикаменты, в МУЗ «Родильный дом № 2» составила 2,5%, а в МУЗ «Родильный дом № 3» - 2,9%, вместо 18%, предусмотренных тарифным соглашением. Более того, средства, полученные по родовым сертификатам, направляются не дополнительно на улучшение качества оказываемой медицинской помощи, а взамен средств бюджета и обязательного медицинского страхования.

В ходе проверки установлены нарушения законности при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Во исполнение распоряжения администрации Воронежской области № 527-р от 26 февраля 2006 года между главным управлением здравоохранения Воронежской области администрацией городского округа г.Воронеж 11 августа 2006 года заключено соглашение о взаимодействии при реализации указанного национального проекта. Данным соглашением предусмотрена обязанность администрации городского округа по обеспечению сохранности полученного в рамках проекта оборудования и санитарного автотранспорта, контроля за их целевым использованием.

Проверка показала, что в отдельных учреждениях здравоохранения г.Воронежа поставленное в рамках национального проекта медицинское оборудование длительное время не эксплуатировалось по различным причинам, в том числе связанным с самоустранением должностных лиц органа управления здравоохранением г.Воронежа от надлежащего исполнения своих обязанностей.

Так, в МУЗ «Городская клиническая больница № 11», МУЗ «Городская больница № 16» длительное время не эксплуатировалось рентгенологическое оборудование в связи с отсутствием заключений управления Роспотребнадзора по Воронежской области о соответствии помещений предъявляемым требованиям. В связи с этим были значительно превышены сроки ввода указанного оборудования в эксплуатацию.

В МУЗ «Городская больница № 14» (п. Краснолесный) в течение полугода не эксплуатируется флюорограф ФЦС «Рентех» по причине отсутствия у учреждения здравоохранения лицензии на оказание работ и услуг по рентгенологии.

Главным управлением здравоохранения области неоднократно обращалось внимание начальника управления здравоохранения городского округа г. Воронеж Иванова А.В. на необходимость осуществления контроля за целевым и эффективным использованием медицинского оборудования.

Однако, мер по исправлению ситуации не принято, до настоящего времени лицензия на оказание работ и услуг по рентгенологии МУЗ «Городская больница № 14» (п. Краснолесный) не получена.

Отсутствие надлежащего контроля за целевым и эффективным использованием медицинского оборудования и денежных средств, полученных в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», влекут нарушение прав населения городского округа на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

В связи с этим 15 мая 2007 года прокуратурой области внесено представление в адрес главы городского округа город Воронеж Скрынникова Б.М. об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.