29 ноября 2024

Согласно Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется оказание бесплатной скорой медицинской помощи (СМП) при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Результаты прокурорской проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в данной сфере.

В частности, установлено, что на территории Калачеевского района 27 тыс. человек не могут получить своевременную скорую медицинскую помощь. В нарушение п. 18 Порядка оказания скорой медицинской помощи 20-минутная транспортная доступность скорой медицинской помощи обеспечена только для жителей города Калач.

Отделениями скорой медицинской помощи Таловского района не обслуживается население ряда крупных поселков и сел. В районе распространена практика оказания медицинской помощи жителям по поступающим от них вызовам в службу «03» фельдшерами местных фельдшерских аптечных пунктов (ФАПов), которые после осмотра принимают решение о необходимости или отсутствии таковой вызова непосредственно бригады скорой помощи, несущей дежурство в близлежащем отделении СМП.

В отделениях скорой медицинской помощи ряда больниц имеется кадровый дефицит. В нарушение п.23 Порядка оказания скорой медицинской помощи выездные бригады состоят только из одного фельдшера и водителя, что сказывается на качестве оказания медицинской помощи населению. Зачастую не проводится обязательное повышение квалификации фельдшеров отделения СМП. Отдельными работниками не пройдено флюорографическое обследование.

Острой проблемой остается обеспечение отделений скорой медицинской помощи автомобилями, их оснащение.

Имеется недостаток автомобилей СМП. В одной из больниц три из четырех автомобилей выработали свой ресурс. Городской станцией скорой медицинской помощи использовался автомобиль, имеющий неисправность, при которой запрещается эксплуатация транспортных средств.

Выявлены факты не оснащения автомобилей скорой медицинской помощи дефибрилляторами, аппаратами искусственной вентиляции легких, фонендоскопами и рядом изделий медицинского назначения, неисправности аккумуляторов большой мощности, необходимые для обеспечения работы медицинского оборудования, расположенного в салонах. В одном из реанимобилей баллоны к дыхательному аппарату не заправлены закисью азота и кислорода.

Выявлены нарушения законодательства о лекарственном обеспечении отделений скорой медицинской помощи. Так, в некоторых районных больницах в фельдшерских укладках отсутствовали необходимые изделия медицинского назначения (детский катетер, ножницы) и лекарственные средства (антибиотики, миорелаксанты, перекись водорода, новокаин и др.). Установлены факты использования лекарственных средств с истекшим сроком годности.

Имеются нарушения и в работе диспетчерских служб. В Новоусманском районе неисправна радиосвязь между станцией и выездными бригадами скорой медицинской помощи. В Каширском районе не ведется компьютерная запись переговоров дежурного персонала по телефону с больными.

Проверено 14 медицинских учреждений, оказывающих скорую медицинскую помощь на догоспитальном этапе. В каждом учреждении выявлены нарушения законодательства, что подтверждает необходимость пристального внимания прокуроров к рассматриваемой проблеме.

Всего по результатам проверки прокурорами выявлено более 120 нарушений закона, внесено 14 представлений об их устранении, в суд направлено одно исковое заявление. Все акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.

Всем прокурорам указано на необходимость активизировать надзор за исполнением органами местного самоуправления и учреждениями здравоохранения законодательства при организации скорой медицинской помощи, поскольку несоблюдение порядка ее оказания может привести к тяжким последствиям.