21 мая 2024

В период отпусков нередко граждане сталкиваются с отдельными трудностями при покупке туристических путевок и оформлении виз. Кто же должен нести расходы в случае, если непосредственно перед поездкой отказано в выдаче визы одному из членов семьи, приобретшей туристическую услугу?

Как указано в п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потре­бовать полного возмещения убытков, причинен­ных ему в связи с недостатками выполненной ра­боты (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соот­ветствующих требований потребителя.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт следует рассматривать как комплекс ус­луг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации ту­ристского продукта.

В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона каждая из сторон вправе потре­бовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с суще­ственным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относится в том числе невозможность соверше­ния туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Согласно пп. 1, 2 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не пре­доставлена возможность незамедлительно полу­чить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок - отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от ис­полнения договора потребитель обязан возвра­тить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполните­лю). Продавец (исполнитель), не предоставив­ший покупателю полной и достоверной инфор­мации о товаре (работе, услуге), несет ответст­венность, предусмотренную данным Законом, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, ту­рист имеет право в том числе и на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания.

Исходя из положений приведенных правовых норм потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатком оказанной услуги (в данном примере в связи с отказом в выдаче визы, и как следствие невозможностью выезда всей семьи), если будет установлено, что исполнителем (турфирмой) по­требителю не предоставлено необходимой и достоверной инфор­мации о правилах въезда в страну (место) времен­ного пребывания (в том числе оформления виз).