24 ноября 2024

Одной из наиболее важных и ответственных задач прокуратуры является рассмотрение жалоб по вопросам нарушения законов.

Активность граждан, их стремление к защите своих прав, является одним из критериев, которые позволяют судить о доверии общества к государственным институтам. При этом можно с уверенностью констатировать, что уровень доверия к органам прокуратуры очень высок. Об этом свидетельствует, в частности, тенденция постоянного роста числа обращений поступающих в органы прокуратуры области.

Результаты анализа показали, что прокуратура, по-прежнему, остается для граждан, не нашедших защиты своих интересов в соответствующих ведомствах, органом, способным квалифицировано и оперативно восстановить их права и законные интересы.

В 2013 году в органы прокуратуры Воронежской области поступило свыше 51 тысячи обращений, что 14% больше чем в 2012 году – 44 800.

Непосредственно работниками прокуратуры разрешено 21 540 обращений.

Из общего числа разрешенных обращений по 3 120 (или 14,5%) требования заявителей признаны обоснованными и приняты меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав: принесено 113 протестов на незаконные правовые акты, внесено 1097 представлений об устранении нарушений закона, направлено в суд 3131 исков (заявлений), предостережено 25 должностных лиц о недопустимости нарушений закона.

Общее количество актов прокурорского реагирования по удовлетворённым обращениям возросло на 3%. 

Наибольшая часть разрешенных жалоб (12 569, или 58%), как и ранее, касалась вопросов надзора за соблюдением федерального законодательства. Особое внимание при рассмотрении обращений указанной категории уделялось защите интересов больших групп населения в наиболее значимых сферах отношений – трудовых, жилищных, земельных, пенсионных, в области реализации гарантий и льгот ветеранов и несовершеннолетних.

Благодаря целенаправленной работе, проводимой на системной основе органами прокуратуры области в тесном контакте с правительством области,  и другими заинтересованными ведомствами, усилению прокурорского надзора и принятию эффективных мер реагирования в 2013 году, уменьшилось количество жалоб на нарушения трудового законодательства, в том числе обоснованных.  Уменьшилось и количество обращений по вопросам нарушения жилищного законодательства.

Большинство таких обращений связано с неправомерными действиями хозяйствующих субъектов при предоставлении коммунальных услуг, в т.ч. повышением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, незаконным отказом в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Проверкой по обращению Колупаевой Н.А. выявлены нарушения ст.157 ЖК РФ и п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации в части необоснованного предъявления жильцам к оплате объема израсходованной на общедомовые нужды холодной и горячей воды. По результатам рассмотрения представления, внесенного прокуратурой Левобережного района г.Воронежа в адрес директора ОАО «УК Левобережного района», жильцам произведен перерасчет незаконно выставленной в квитанциях суммы.

Незначительно увеличилось количество жалоб на нарушения земельного  законодательства.

По результатам рассмотрения обращения руководителя Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж по вопросу самовольного занятия земельного участка по переулку Детский г.Воронежа прокуратурой Центрального района г.Воронежа в адрес директора ООО «Мир гостиниц» внесено представление, нарушения устранены, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

Благодаря системному надзору из года в год отмечается уменьшение числа жалоб на нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, которое в 2013 году составило 429, что на 21% меньше, чем в 2012 году - 542, из которых  142 признаны обоснованными.

При их проверке особое внимание уделялось соблюдению законодательства о социальной защите сирот, детей-инвалидов и других воспитанников специальных детских учреждений.

Увеличилось количество обращений, касающихся проблем охраны окружающей среды и природопользования, при этом практически треть из них удовлетворены. Наиболее распространенными поводами для обращения граждан в органы прокуратуры, как и прежде, являлись нарушения требований в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве и эксплуатации хозяйственных и иных объектов.

Так, проверкой, проведенной по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Шингаркина М.А., в деятельности ООО «Воронежсахар» выявлены нарушения  требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», в связи с чем, прокуратурой Грибановского района Воронежской области в отношении должностных лиц предприятия  возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.15 (нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств), ч.1 ст.8.21 (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения), ст.8.41 (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) КоАП РФ, в адрес генерального директора внесено представление.

Важнейшим показателем качества работы по рассмотрению обращений является  количество поступающих в органы прокуратуры повторных обращений.

В результате постоянной, кропотливой работы, проделанной в 2012 году и продолженной в анализируемом периоде, количество повторных обращений продолжает снижаться.

Всего органами прокуратуры области в 2013 году разрешено 399 повторных обращений (2012 г. – 449).

Сложившаяся тенденция свидетельствует о более глубоких проверках доводов заявителей, внимательном и чутком отношении к поднимаемым в них вопросам, повышении качества разрешения первичных обращений.

Повышенное внимание, по-прежнему, уделяется вопросам личного приема граждан, поскольку именно потому, насколько успешно будет реализован  механизм взаимодействия между прокурором и заявителем, насколько эффективно и оперативно прокуроры будут реагировать на обращения, впоследствии и станут судить о состоятельности  органов прокуратуры в целом.

Количество граждан, принятых на личном приеме в органах прокуратуры области, превысило 15,5 тысяч человек. При этом свыше 6 тысяч граждан принято прокурорами и их заместителями.

В 2013 году в деятельность прокуратуры области внедрена практика выездных приёмов граждан руководством и прокурорами районов. Подобные мероприятия очень важны, поскольку в силу материального положения, преклонного возраста или состояния здоровья многие граждане не могут  прийти в органы прокуратуры для решения вопроса о защите своих прав.

В 2013 году прокурорами осуществлено 56 выездных приемов в отдаленные сельские поселения, а также в трудовые коллективы, в ходе которых принято 119 граждан. Руководителями прокуратуры области осуществлены выезды в 6 районов Воронежской области, в ходе которых принято 68 граждан.

Одним из примеров эффективности данных мероприятий  является проверка, проведенная по результатам выездного приёма прокурора г.Нововоронежа Воронежской области.

Так, при проведении в декабре 2013 года прокурором г.Нововоронежа  выездного приема в ОАО «Рыбопитомник» от работников предприятия принято 2 коллективных обращения о невыплате заработной платы, по результатам рассмотрения которых в суд направлено 27 заявлений о взыскании задолженности.

В настоящее время, благодаря, прежде всего, внедрению передовых технологий, система отношений прокуратуры и населения перешла на новый уровень. Посетив официальный сайт прокуратуры Воронежской области, можно сразу же подать заявление о нарушении своих прав в любую районную прокуратуру. Органы прокуратуры стали доступнее для граждан, о чем свидетельствует тот факт, что в 2013 году по информационным системам общего пользования только в аппарат прокуратуры области поступило 5 208 обращений, что на 62 % больше, чем в 2012 году.

Работа на данном направлении продолжается.