02 мая 2024

Последние годы тема противодействия коррупции находится в самом центре общественного внимания и не сходит с повестки дня всех госструктур, прокуратуры особенно. Это подтверждают Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции годы, утвержденные Указами Президента.

Федеральный Закон «О противодействии коррупции» закрепил за прокуратурой координирующие полномочия по борьбе с коррупцией. Кстати, этим же законом (ст.7 направления по повышению эффективности противодействия коррупции) предусмотрено обеспечение независимости средств массовой информации.

День борьбы с коррупцией провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН, в связи с тем, что в 2003 году 9 декабря была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003 г.). Россия подписала данную Конвенцию в 2003 году, а вступила в силу она в нашей стране 8 июня 2006 года.

После этого можно сказать началось развитие современного российского законодательства, которое условно можно разделить на 3 этапа. Первый этап – это присоединение России к международным правовым актам по противодействию коррупции (2006-2007 гг.). Второй – издание федеральных законов, направленных на формирование правовых основ этого противодействия (2008 – н.в.), и третий – издание подзаконных нормативно-правовых актов, детально регулирующих отдельные вопросы противодействия коррупции в различных отраслях ( 2008 г. – н.в.).

В настоящее время в стране фактически сформирована законодательная база по вопросам противодействия коррупции. С 2008 года в прокуратуре области существует отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Основные усилия органов прокуратуры области были направлены на выявление и пресечение нарушений законодательства о государственной гражданской, муниципальной службе и противодействии коррупции, о порядке использования государственного и муниципального имущества, о правоотношениях в бюджетной сфере, сфере размещения государственных и муниципальных заказов, выявление и устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления, повышение эффективности борьбы с преступлениями коррупционной направленности, координацию деятельности правоохранительных органов, а также органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений.

За 9 месяцев 2014 года органами прокуратуры области выявлено 6441 нарушение антикоррупционного законодательства (за 9 месяцев 2013 года - 5757), принесено 836 (816) протестов не незаконные правовые акты, в суды направлено 229 (268) заявлений, внесено 761 (713) представление об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 729 (670) должностных лиц, по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 12 (8) лиц. 

В рамках осуществления полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 12833 нормативных правовых акта и 9292 проекта таких актов. Выявлено 788 коррупциогенных факторов, в целях исключения которых внесено 303 требования.

Особо пристальное внимание при осуществлении надзорных мероприятий органами прокуратуры уделяется вопросам соблюдения должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений. В текущем году продолжали выявляться многочисленные факты неисполнения обязанности о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В отдельных случаях эти сведения не представлялись, а представленные сведения не всегда являлись полными и достоверными.

Например, в департаменте труда и занятости населения области игнорировались требования о своевременном представлении указанных сведений руководителями подведомственных учреждений (АУ ВО «Центр охраны и медицины труда», ГКУ ВО «Центр занятости населения Грибановского района», ГКУ ВО «Центр занятости населения Воробъевского района» и других), в Управлении Россельхознадзора и УФСКН области - государственными гражданскими служащими.

В отделении Пенсионного фонда РФ по Воронежской области начальником отдела кадров скрыт факт получения денежной выгоды в сумме 1,6 млн. руб., полученной от продажи жилья. Некоторыми работниками не сообщалось о наличии в собственности квартир, земельных участков и транспортных средств.

В Управлении Россельхознадзора области вопреки запрету на участие в органах управления коммерческой организацией госинспектор отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля, пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте, находясь на должности государственной службы, являлся единственным учредителем и директором ООО «Зооветснаб». 

Выявлен факт неисполнения обязанности по передаче в доверительное управление доли участия в коммерческой организации. Так, начальником административно-хозяйственного отдела названного Управления не передана в доверительное управление принадлежащая доля участия в ООО «Леон», осуществляющим производство и реализацию офисной мебели, а также торговлю вычислительной техникой. Отдельными сотрудниками Управления игнорировались положения законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

В текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выявлено больше преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки) с 70 до 82 и ст.291 УК РФ (дача взятки) - с 28 до 54. Вместе с тем, проведенный анализ свидетельствует о том, что работа правоохранительных органов строится в основном на выявлении малозначительных преступлений, не представляющих повышенной общественной опасности, резонансные преступления, совершенные высокопоставленными должностными лицами либо с их участием, единичны. На указанные недостатки органами прокуратуры указано в ходе осуществления координации деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупционной преступности.

Наибольшее количество коррупционных преступлений в текущем году выявлено в сфере образования (60), здравоохранения (17), в правоохранительной службе (13), использования лицами, выполняющими управленческие функции, своих полномочий в целях получения от граждан денежных средств за выдачу тех или иных документов (174).

Наиболее негативной особенностью современного развития коррупции является ее восприятие в обществе, как естественного явления. Возник так называемый синдром привыкания к наличию коррупционной составляющей в деятельности органов власти, управления и, особенно, правоохранительных органов. Граждане зачастую воспринимают дачу взятки как естественное явление, а не противозаконное действие. В связи с этим, противодействие преступлениям, предусмотренным ст.291 УК РФ, является неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов по профилактике коррупции. Кроме того, борьба с данными преступлениями, а также освещение ее результатов в СМИ должны помочь снизить уровень латентности преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ.

В текущем году размер даваемых гражданами взяток зачастую не превышал 1 000 руб. (в основном инспекторам ДПС за непривлечение водителей к административной ответственности за нарушения ПДД). Вместе с тем, имелись случаи выявления фактов передачи должностным лицам крупных сумм денежных средств.

К примеру, следственным отделом по Ленинскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области возбуждено уголовное дело в отношении подозреваемого в попытке дачи взятки оперуполномоченному УЭБ и ПК ГУ МВД области в размере 260 тыс. рублей с целью уйти от ответственности за незаконный оборот алкоголя.

За 9 месяцев 2014 г. выявлено 6 преступлений, предусмотренных ст.ст.290, 291 УК РФ, совершенных в крупном размере.

Следственным отделом по Левобережному району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области возбуждено уголовное дело по п. «в» ч.5 ст.290 УК РФ в отношении главного специалиста ОНД по Левобережному району Главного управления МЧС Капустина А.В., подозреваемого в получении взятки в размере 200 тысяч рублей за не привлечение юридического лица - ООО «Завод «Инсайт» к административной ответственности за нарушения требований противопожарной безопасности. Идет следствие.

Кроме того, выявлено 5 преступлений коррупционной направленности, совершенных в составе организованных преступных групп.

Так, СУ СК России по Воронежской области расследуется уголовное дело в отношении Бородкина А.В., Бородкина Ю.А., Петросянца Б.Я., Мадесова А.В. и Лебенко А.И.

По версии следствия, в 2008 году Бородкин А.В. создал организованную преступную группу для реализации преступного плана, направленного на хищение денежных средств страховых компаний путем обмана относительно наступления страховых случаев. К участию в преступной деятельности группы организатор привлек своего сына, а также знакомых – директора экспертной организации ООО «Эксперт-Л» и инспекторов полка ДПС ГИБДД. На основании предоставленных подложных документов в период с 2008 по 2012 годы преступная группа похитила денежные средства ООО «Росгосстрах» и Российского союза автостраховщиков на сумму более 1,5 млн. рублей.

В истекшем периоде 2014 г. прокурорами с обвинительными заключениями в суды направлено 108 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 111 лиц. Осуждено 4 должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе, 2 главы местной администрации; 8 сотрудников полиции; 30 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях; 8 сотрудников учреждений здравоохранения;, 4 сотрудника учреждений образования; 1 сотрудник МЧС; 3 сотрудника ФСИН; 2 сотрудника ФССП, 1 адвокат.

К примеру, приговором Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 августа 2014 года врач по медико-социальной экспертизе, терапевт бюро-филиала «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Татьяна Зяблова Татьяна осуждена по ч.1 ст.290 УК РФ (получение взятки). Зяблова признана виновной в том, что она получила взятку в размере 15 тыс. рублей за способствование в принятии решения об установлении гражданину третьей группы инвалидности бессрочно. Осужденной назначено наказание в виде штрафа в размере 25-кратной суммы взятки – 375 тысяч рублей с лишением права заниматься деятельностью связанной с проведением медицинских экспертиз на срок 3 года.

Суды чаще стали использовать право назначения дополнительного наказания, предусмотренного санкцией той или иной статьи УК РФ, т.е. в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

За 9 месяцев 2014 года к штрафу, исчисляемому в кратном размере взятки и коммерческого подкупа, в качестве основного наказания за совершение коррупционных преступлений осуждено 52 лица, в качестве дополнительного наказания – 8. Штраф назначался в размере от 25 тыс. до 8 млн. рублей.  Так, приговором Советского районного суда г. Воронежа от 30 апреля 2014 года осуждены следователь полиции Степанищева С.Н. и адвокат Вершкова И.В. Информация о рассмотрении уголовного дела освещалась на сайте прокуратуры области. Степанищевой в качестве дополнительного наказания назначен штраф в размере 8 млн. рублей, Вершковой - 5 млн. рублей.

Уровень латентности коррупционной преступности в области достаточно велик. Граждане, особенно предприниматели, зачастую предпочитают удовлетворить преступные потребности должностных лиц, а не сообщить о требовании у них денежных средств правоохранительным органам. Не в последнюю очередь это обусловлено сложившимся отношением к взяточничеству как нормальному явлению общественной и экономической жизни. Кроме того, как показывает практика, в основном денежные средства получаются должностными лицами за незаконные действия (к примеру, за не привлечение к ответственности за совершенное административное правонарушение), что свидетельствует о том, что граждане считают более выгодным дать взятку и за это не претерпеть негативных последствий.

Коррупция существовала всегда и во всех странах, о полной победе над ней речи не идет. Но ее необходимо загнать в некие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Но мы в состоянии ограничить ее масштабы до такой степени, чтоб она не подрывала основы существования общества и сложившегося правопорядка.