23 ноября 2024

С изложенной информацией Вы можете ознакомиться также на сайте Генеральной прокуратуры РФ ›

22 июля 2015 года Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ оставила без изменения решение Воронежского областного суда о признании недействующим приказа регионального управления по государственному регулированию тарифов «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Воронежской области» (далее Приказ).

Прокуратура области поддержала заявленные жительницей Воронежа требования, которая оспорила тариф и положения Приказа, устанавливающие порядок оплаты перемещения эвакуируемых автомобилей. Так, за перемещение задержанного транспортного средства с владельца взималась плата в размере 102 рубля за 1 км пути, причем за пройденное эвакуатором расстояние в оба конца.

         Представитель прокуратуры области доказал в суде, что взимание платы за расстояние, требуемое для прибытия эвакуатора к месту задержания транспортного средства, т.е. «в обе стороны» является незаконным, а сам тариф завышенным.

Так, в соответствии со ст. 27.13. КоАП РФ предусматривается обязанность возмещения водителем, совершившим административное правонарушение, только расходов на перемещение задержанного транспортного средства  при помощи другого транспортного средства с места задержания до места нахождения специализированной стоянки, без включения в состав расходов затрат на прибытие эвакуатора к месту задержания транспортного средства.

Кроме того, при издании Приказа управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области превысило свои полномочия, поскольку оно не было наделено правом определять механизм применения тарифов, то есть устанавливать расстояние, из которого исчисляется плата за перемещение транспортного средства, и время их хранения.

Суд, согласившись с позицией прокуратуры, установил, что перемещение задержанного транспортного средства при помощи эвакуатора и помещение его в ближайшее специально отведенное охраняемое место (спецстоянку) отнесено к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем плата за прибытие эвакуатора к месту задержания автомобиля, нарушившего правила дорожного движения, взиматься не должна.

Кроме того, при расчете тарифа на транспортировку задержанных транспортных средств управлением по регулированию тарифов использована формула, которая предполагает получение прибыли уполномоченной организацией по эвакуации автомобилей, что является необоснованным.

Решением Воронежского областного суда требования заявителя удовлетворены. Тариф на перемещение транспортного средства в размере 102 рубля за 1 км пути и соответствующие положения приказа регионального управления по государственному регулированию тарифов признаны недействующими с момента вступления настоящего решения в силу.

Решение суда вступило в силу 22 июля 2015 года. Таким образом, на текущий момент в Воронежской области с владельцев транспортных средств не имеют права взимать плату за эвакуацию «в обе стороны», т.е. за движение эвакуатора к месту задержания транспортного средства. Водитель обязан оплатить лишь затраты, связанные с перемещением его автомобиля с места эвакуации до спецстоянки и хранение на стоянке. Учитывая, что прежний тариф на перемещение транспортного средства в размере 102 рубля за 1 км пути отменен, владельцы автомобилей не должны платить деньги за эвакуацию, вплоть до установления уполномоченным органом нового тарифа в соответствии с действующим законодательством.