23 ноября 2024

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Коррупция проявляет себя во всех странах мира, однако в современной России коррупция в силу своего характера и масштабов - это не просто какое-то отдельное локальное явление в области экономики, государственного и муниципального управления. Это система отношений, которая пронизывает все сферы общества, его институты и ведет к многочисленным негативным последствиям, деформирует экономические отношения, отторгает духовно-нравственные ценности. Коррупция дискредитирует право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, угрожает общественной и национальной безопасности, разрушает демократические институты государства и общества. Она отрицательно влияет на имидж России в мировом сообществе, ставит барьеры на пути притока в страну необходимых инвестиций.

Прокуратура области, являясь координатором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, принимает активные меры по консолидации усилий заинтересованных ведомств в сфере противодействия коррупции, прежде всего выявления и пресечения коррупционных правонарушений и преступлений.

Наиболее опасной формой коррупции является преступная деятельность должностных лиц органов власти и управления, правоохранительных, контролирующих и иных органов. Совместными усилиями правоохранительных служб и прокуроров достигнуты определенные результаты в противодействии коррупционным преступлениям.

В текущем году переломлена наблюдавшаяся в последние годы тенденция сокращения числа выявленных преступлений. За 9 месяцев 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) заметно выросло количество выявленных преступлений коррупционной направленности - с 357 до 404, то есть на 13,2 %.

Одновременно, значительно увеличилось число как преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки) с 82 до 133, так и ст. 291 УК РФ (дача взятки) - с 54 до 70.

Наибольшее количество коррупционных преступлений в текущем году выявлено в сфере образования - 67, здравоохранения - 13, в правоохранительной службе - 15, использования лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях, своих полномочий в целях получения от граждан денежных средств за выдачу тех или иных документов - 155.

Наиболее негативной особенностью современного развития коррупции является ее восприятие в обществе, как естественного явления. Возник так называемый синдром привыкания к наличию коррупционной составляющей в деятельности органов власти, управления и, особенно, правоохранительных органов. Граждане зачастую воспринимают дачу взятки как естественное явление, а не противозаконное действие. В связи с этим, противодействие преступлениям, предусмотренным ст.291 УК РФ (дача взятки), является неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов по профилактике коррупции. Кроме того, борьба с данными преступлениями должны помочь снизить уровень латентности преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки).

Как и ранее, основными субъектами получения взяток являются государственные и муниципальные служащие - 15 или 32,6 % от всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст.290 УК РФ, сотрудники правоохранительных органов - 9 или 19,6 %, работники органов образования - 6 или 13 %, и здравоохранения - 5 или 10,9 %. Кроме того, правоохранительными органами пресечен 1 факт поучения взятки главой органа местного самоуправления - 2,2 %.

Органы прокуратуры области ориентируют правоохранительные органы на необходимость активной работы по выявлению значимых коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, в составе организованных преступных групп и преступных сообществ. Следствием этого явилось повышение результативности деятельности на данном направлении.

Так, в текущем году выявлено 12 таких преступлений, совершенных в крупном размере (в АППГ - 8), 19 - совершенных в составе организованных преступных групп (5).

Особое внимание органами прокуратуры уделяется осуществлению надзора за соблюдением правоохранительными органами законодательства об оперативно-розыскной деятельности, нарушения в этой сфере не остаются без внимания уполномоченных прокуроров.

В текущем году следственными органами по результатам рассмотрения сообщений о коррупционных преступлениях возбуждено 377 уголовных дел.

Надзор за предварительным следствием по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности остается приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры области, при этом, особое внимание уделяется исполнению требований ст.6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства. За 9 месяцев 2015 г. в связи с установленными фактами волокиты, допущенной следователями при производстве предварительного следствия, руководителям следственных органов направлено 11 требований об устранении данных нарушений.

Несмотря на некоторое улучшение качества следствия, по-прежнему, остаются вопросы к соблюдению законности при принятии решений по результатам предварительного следствия. Так, прокурорами отменено 13 незаконных постановлений о прекращении уголовного дела, 5 - о приостановлении предварительного следствия.

За 9 месяцев 2015 г. с обвинительными заключениями в суды направлено 123 дела в отношении 124 лиц.

Судами с постановкой обвинительных приговоров рассмотрено 103 уголовных дела в отношении 104 лиц.

Осуждено 4 должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе 1 глава местной администрации; 6 сотрудников полиции; 25 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях; 56 граждан за покушение на дачу взятки; 6 сотрудников учреждений образования; 2 сотрудника учреждений здравоохранения; 1 сотрудник МЧС и 3 сотрудника УФСИН.

Следует отметить, что суды чаще стали использовать право назначения дополнительного наказания, предусмотренного санкцией той или иной статьи УК РФ, т.е. в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В текущем году органами прокуратуры области выявлено более 7 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, в целях устранения которых принесено 855 протестов на незаконные правовые акты, в суды направлено 154 заявления, внесено 851 представление об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 870 должностных лиц. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 86 лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел.  

На постоянной основе проводились проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в территориальных подразделениях федеральных ведомств, региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления. В ходе данных проверок особое внимание уделялось вопросам соблюдения установленных законом обязанностей, запретов и ограничений при поступлении, прохождении и прекращении государственной и муниципальной службы.

Серьезные нарекания со стороны прокуроров вызывало исполнение кадровыми подразделениями органов государственной власти и местного самоуправления полномочий по обеспечению деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащих и членов их семей кадровыми службами фактически не проверялись либо это делалось поверхностно.

При этом надзорная практика показывает, что такие нарушения распространены. Прокурорами продолжали выявляться многочисленные факты неисполнения обязанности о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В отдельных случаях эти сведения не представлялись, а представленные сведения не всегда являлись полными и достоверными. Некоторыми чиновниками укрывались сведения об имеющихся денежных средствах, объектах недвижимости, транспортных средствах, банковских счетах и другом имуществе.

Выявлялись факты игнорирования запретов на участие служащих в управлении коммерческими организациями, одновременное прохождение службы родственниками в условиях непосредственной соподчиненности. Не всегда чиновниками исполнялись требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, связанного с личной заинтересованностью при исполнении своих должностных обязанностей. 

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в различных отраслях и выявлении нарушений им дается оценка на предмет наличия коррупционной составляющей.

Постоянное внимание органами прокуратуры области уделялось вопросам надзора за исполнением бюджетного законодательства. Имелись нарушения в деятельности органов финансового контроля, не всеми органами местного самоуправления соблюдались необходимые требования при расходовании бюджетных средств, освещении своей деятельности в ходе исполнения бюджетов, а также принятии нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений.

Не соответствовали федеральному законодательству также отдельные положения правовых актов в сфере закупочной деятельности. В них содержались противоречивые требования к процедуре проведения торгов и их форме, правилам определения цены контрактов, обжалования результатов закупок. Выявлялись случаи бездействия органов местного самоуправления по надлежащему информационному обеспечению закупок.

Допускались факты неправомерного осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд без проведения конкурсных процедур, многочисленные нарушения в ходе их проведения и при определении цены контрактов.

При осуществлении надзора за исполнением законов при использовании государственного и муниципального имущества выявлялись факты его ненадлежащего учета, неправомерной передачи гражданам и коммерческим организациям. Имелись случаи отчуждения указанного имущества без проведения конкурсов.

Основными нарушениями земельного законодательства, выявленными прокурорами в ходе проверок, являлись принятие незаконных правовых актов органами местного самоуправления, распоряжение муниципальными земельными участками с нарушением установленной процедуры, в т.ч. при продаже земель.    

Нарушения антикоррупционного законодательства выявлялись в системе жилищно-коммунального хозяйства, сфере образования и других социально-значимых сферах. 

Работа прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции продолжается.