|
||
Сегодня, 05 марта 2008 года в прокуратуре области состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов. На совещании присутствовали председатель Воронежской областной Думы Владимир Ключников, федеральный инспектор в Воронежской области Евгений Ильин, председатель Воронежского областного суда Виталий Богомолов, начальник ГУВД по Воронежской области Олег Хотин, начальник УФСБ по Воронежской области Александр Андреев и другие представители правоохранительных органов области, исполнительной, законодательной и судебной власти. Участие в работе совещании принял начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе государственный советник юстиции 3 класса Павел Ефименко. В повестку дня было включено два вопроса: о совершенствовании работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности и о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по соблюдению конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. Совещание открыл прокурор области Николай Шишкин. Во вступительном слове прокурор области отметил, что борьба с коррупцией остаётся одним из главных направлений в работе органов прокуратуры. На современном этапе развития общества и становления государства борьба с коррупцией не столько юрисдикция компетентных органов, сколько социально-политическая проблема. Складывающиеся общественно-экономические правоотношения побуждают искать наиболее эффективные методы противодействия ее проявлениям. В ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ последних лет определено, что борьба с коррупцией входит в стратегический план Российского государства. Затем с докладом выступил первый заместитель прокурора области Василий Хромых. Текст доклада предлагаем Вашему вниманию. Хромых В.В.: «На протяжении ряда лет прокуратурой области уделяется пристальное внимание вопросам эффективности борьбы с преступлениями коррупционного характера. Работа на данном участке строится во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами. Регулярно и всесторонне анализируется состояние преступности в органах государственной власти и местного самоуправления, экономических правоотношениях властных и коммерческих структур, проводятся проверки соблюдения законодательства, вносятся акты прокурорского реагирования, виновные в нарушении закона лица привлекаются к ответственности. Администрацией Воронежской области совместно с прокуратурой области разработана концепция «Противодействие коррупции в Воронежской области в 2008-2011 годах». В 2007 году в связи с недостаточной активностью подразделений органов внутренних дел, ответственных, за выявление во властной среде фактов коррупции и взяточничества, силами аппарата прокуратуры области, а также райпрокурорами проведены соответствующие проверки, в том числе об исполнении Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в подразделениях – субъектах оперативно-розыскной деятельности. 27 июня 2007 года на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области подведены итоги деятельности в данной сфере, выработаны конкретные меры по противодействию коррупции, поставлены задачи по предупреждению, пресечению и выявлению таких преступлений. Результатом предпринятых организационных мер явилась активизация работы правоохранительных органов в указанном выше направлении.Так, в 2007 году на территории области выявлено 712 преступлений коррупционной направленности против 541 в 2006. Из них 688 преступлений против государственной власти и интересов государственной службы (2006 - 491), 34 – против интересов службы в коммерческих организациях (2006 - 50). Выявлено 166 фактов взяточничества, что на 9,9 % больше, чем в 2006 году. Из указанного количества 141 преступление квалифицировано по ст. 290 УК РФ, 25 – по ст. 291 УК РФ, что превышает показатели 2006 года. На 50% увеличилось количество раскрытых преступлений, совершенных против интересов государственной власти и интересов государственной службы, на 33% преступлений, связанных со взяточничеством. Работа по пресечению преступлений данной категории, выявлению взяточничества в среде должностных лиц стала более последовательной. Средняя сумма пресекаемых взяток в прошедшем году составила 2 300 рублей (в 2006 г. – 1800 рублей). Однако следует признать, что поставленная задача по выявлению должностных лиц, «чиновников» различного уровня области, руководителей городских управ, районных администраций и сельских поселений, причастных к преступлениям коррупционного характера, на сегодняшний день осталась не выполненной. При этом анализ судебной практики по уголовным делам указанной категории показал, что в 2007 году судами области рассмотрено всего 48 дел коррупционной направленности в отношении 51 лица. Постановлено обвинительных приговоров по 45 делам. Практика назначения наказаний за преступления коррупционной направленности выглядит следующим образом: к реальному лишению свободы осуждены всего 2 лица; к лишению свободы условно осуждены 48 лиц; к штрафу - 7 человек; в отношении 1 лица применено лишение права занимать определенные должности.При этом, по-прежнему основная масса выявленных преступлений коррупционного характера зарегистрирована в сфере образования и здравоохранения, за действия, связанные с незаконной выдачей документов о наличии заболевания и свидетельствующих о сдаче экзаменов, т.е. о преступлениях, не относящихся к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Единичными фактами являлись и остаются преступления в сфере государственной власти и самоуправления. Несмотря на высокий уровень коррумпированности государственных структур и должностных лиц различного уровня, в таких районах области, как Верхнемамонский, Воробьевский, Верхнехавский, Грибановский, Каменский, Кантемировский, Ольховатский, Панинский, Петропавловский, Репьевский, Таловский, Хохольский, Эртильский и г.Нововоронеж факты взяточничества среди должностных лиц не выявлялись на протяжении последних двух лет. К основным проблемам, связанным с выявлением и пресечением коррупционных преступлений, следует отнести: их латентный характер; использование схем передачи денег взяткополучателям через посредников; с помощью пластиковых банковских карт и др. Особого внимания заслуживают нарушения законности, допускаемые оперативными сотрудниками при документировании фактов взяточничества, послужившие основанием вынесения судом оправдательного приговора. В 2007 году органами прокуратуры области при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью в данной сфере, в органы внутренних дел внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых 14 оперативных сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности. В совокупности, названные недостатки и нарушения законов в деятельности правоохранительных органов, не позволяют достичь положительных результатов по противодействию коррупции, взяточничеству и неотвратимости наказания. Для обеспечения законности и активизации надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции подготовлено и направлено на места указание прокурора области. Кроме того, 15 февраля 2008 года создана межведомственная рабочая группа по вопросам координации и взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям, в состав которой вошли заместители руководителей правоохранительных органов области. Основные усилия органов прокуратуры в 2007 году были направлены на выявление и пресечение нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, на опротестование принятых органами власти субъекта и местного самоуправления незаконных правовых актов, выполнение требований закона при распоряжении государственной и муниципальной собственностью. В 2007 году органами прокуратуры области в указанной сфере выявлено 812 нарушений норм действующего законодательства РФ, в том числе 178 незаконных правовых актов. По результатам проверок принесено 156 протестов, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 46 исковых заявлений, внесено 90 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 49 должностных лиц, наказано в административном порядке 21 лицо, объявлено 31 предостережение о недопустимости нарушения закона. Надзорная практика прокуратуры свидетельствует о том, что одним из факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений коррупционной направленности, является принятие на уровне субъекта правовых актов, противоречащих федеральному законодательству. В связи с этим прокуратурой области организовано проведение экспертизы названных актов и законопроектов в целях выявления и устранения правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных проявлений. Так, прокурором области принесены протесты на законы Воронежской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Воронежской области» и «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления», которыми противоправно предусматривалось досрочное прекращение полномочий депутата и выборного должностного лица только лишь в случае лишения их свободы по приговору суда и фактически игнорировались иные виды уголовных наказаний. Требования прокурора удовлетворены. Проведенной прокуратурой области проверкой исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в органах ГИБДД выявлены многочисленные факты нарушений требований законодательства о прохождении службы в органах внутренних дел, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, бюджетного законодательства. Наиболее распространены случаи неисполнения требований федерального законодательства о предоставлении государственными и муниципальными служащими сведений о полученных доходах, имуществе, принадлежащем на праве собственности. Подобные нарушения выявлены в администрации области, управлениях Роснедвижимости, Росприроднадзора, Ростехнадзора, администрации городского округа г. Воронеж, во многих районных и сельских администрациях. Вопреки требованиям законодательства, главы ряда сельских администраций Россошанского, Панинского районов, заместители руководителя управы Коминтерновского района г.Воронежа во время прохождения муниципальной службы не передали в доверительное управление находящиеся в их собственности акции коммерческих организаций. В ходе прокурорских проверок выявлены многочисленные факты нарушений требований закона о проведении конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей. Неоднократно выявлялись факты установления незаконных административных барьеров при реализации гражданами и юридическими лицами своих прав. Например, выявлены факты взимания сотрудниками ГИБДД иных, кроме государственной пошлины, не предусмотренных федеральным законодательством платежей за совершение юридически значимых действий. Прокурором Таловского района установлены факты взимания администрацией Таловского муниципального района с граждан платы за ввод объектов в эксплуатацию, не предусмотренной действующим законодательством, которая зачислялась во внебюджетный фонд администрации. В адрес главы администрации муниципального района внесено представление, нарушения устранены. Факты установления незаконных административных барьеров выявлены в сфере предпринимательства. Так, Лискинским межрайпрокурором опротестовано 8 постановлений глав сельских поселений об ограничении продажи населению спиртных напитков в период массового призыва военнообязанных в Вооруженные силы РФ, как в мирное время, так и при мобилизации. Требования прокурора удовлетворены. Благоприятной средой для развития коррупционных проявлений являются проводимые контролирующими и надзорными органами в нарушение требований законодательства многочисленные проверки предпринимателей. Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что четко регламентированная процедура проведения мероприятий по контролю деятельности субъектов предпринимательской деятельности не соблюдается, гарантированные законом права представителей малого бизнеса повсеместно нарушаются. Проверки осуществляются без надлежащих оснований, с нарушением периодичности и порядка проведения, оформления результатов, допускаются факты незаконного привлечения предпринимателей к ответственности. Зачастую контролирующими органами к нарушителям закона наоборот не в полной мере используются предоставленные полномочия по пресечению нарушений законодательства. Указанные нарушения при проведении государственного контроля выявлены в деятельности управлений Роспотребнадзора, Госавтодорнадзора, Ростехнадзора, МЧС, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Выявлены факты несоблюдения государственными и муниципальными служащими ограничений, установленных действующим законодательством. С учетом изложенного предлагаю в связи с образованием межведомственной рабочей группы по вопросам координации и взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям в целях ее эффективного функционирования рекомендовать всем руководителям правоохранительных органов создать соответствующие ведомственные группы для организации на постоянной основе систематического сбора (накопления), обработки и анализа информации об исполнении законодательства о противодействии коррупции, разработке на этой основе предложений по укреплению законности. Принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию задач оперативно-розыскной деятельности, включая выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений коррупционной направленности, в том числе связанных со взяточничеством, а также против государственной и муниципальной службы, а также установление лиц, их подготавливающих или совершивших. Деятельность по пресечению и выявлению преступлений анализируемой категории считать приоритетной. Оперативным подразделениям во взаимодействии с контролирующими, ревизионными, аудиторскими организациями в целях выявления преступлений коррупционной направленности активизировать работу по установлению фактов неисполнения должностными лицами законодательства о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных запретов и ограничений, представления сведений о доходах и имуществе, а также обязательствах имущественного характера. Горрайпрокурорам необходимо обеспечить надлежащий надзор за соблюдением сотрудниками оперативных подразделения требований Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ведомственных нормативных актов, указаний Генерального прокурора РФ и прокурора области. При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о государственной и муниципальной службе особое внимание уделять соблюдению должностными лицами запретов и ограничений, установленных законодательством. При выявлении подобных нарушений решать вопрос о необходимости уголовного преследования виновных». Второй вопрос касался соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. С докладом также выступил первый заместитель прокурора области Василий Хромых: «Итоги работы правоохранительных органов по соблюдению конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве свидетельствуют о том, что в 2007 году принимались меры по обеспечению законности и решению поставленных задач в данной сфере. Для координации и обеспечения взаимодействия управлений и отделов по вопросам соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, системного отслеживания складывающейся практики, анализа причин допущенных нарушений законности и принятия оперативных мер по их реальному устранению с 2003 года в прокуратуре области работает постоянно действующая группа под руководством первого заместителя прокурора области. Принимаются меры для обеспечения на всех стадиях уголовного судопроизводства действенного надзора за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан. Усилилась профилактическая направленность этой деятельности в правоохранительных органах. Итоги 12 месяцев 2007 года характеризуются снижением на 1,5% общего количества зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких - на 12,4%. Реализация решения совместного заседания коллегий ГУВД и прокуратуры области, состоявшегося в первом полугодии 2007 года позволила активизировать деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений корыстно-насильственной направленности и их раскрытию. Так, в 2007 году количество разбоев сократилось на 29,8%, грабежей на 23,6%. Проведённый рабочей группой по итогам 2007 года комплексный анализ состояния законности и прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве показал, что в органах внутренних дел достигнуты определенные успехи по восстановлению нарушенных прав граждан, привлечению к ответственности виновных лиц. Так, по сравнению с 2006 годом, на 10% увеличилось число уголовных дел, оконченных следователями МВД, на 28,3% сократилось количество прекращенных уголовных дел и на 6,7% снизилось число дел, оконченных в срок свыше установленного УПК РФ. Вместе с тем, несмотря на закрепление положительных тенденций в рассматриваемой сфере, недостаточная эффективность прокурорского надзора и ведомственного контроля не позволила исключить нарушения охраняемых законом прав граждан на всех стадиях уголовного судопроизводства. По-прежнему имеют место нарушения учётно-регистрационной дисциплины. В 2007 году гор(меж)райпрокурорами и руководителями специализированных прокуратур отменено 25750 (аналогичный период прошлого года – 20994) решений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых по материалам доследственных проверок, дополнительно поставлено на учет 3006 преступлений (2891). Выявлено 29 фактов отказа в приеме и регистрации сообщений о преступлениях сотрудниками органов внутренних дел. (39). По фактам выявленных нарушений законности при учете и регистрации преступлений в 2007 году горрайпрокурорами внесено 215 представлений, по которым к ответственности привлечено 246 сотрудников органов внутренних дел. В ходе проверок соблюдения законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях в следственных отделах СУ СК при прокуратуре РФ по Воронежской области восстановлены на учет 2 преступления, отменено одно постановление о возбуждении уголовного дела. Изложенное обусловлено снижением процессуального контроля со стороны руководителей указанных ведомств. Нарушения, допускаемые на стадиях проверки сообщений о преступлениях и возбуждения уголовных дел, существенно влияют на конституционные права участников уголовного судопроизводства, поскольку принятие следователями незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел препятствует реализации прав потерпевших на доступ к правосудию, а в случае незаконного возбуждения уголовных дел, влечёт за собой незаконность привлечения лиц к уголовной ответственности и право последних на реабилитацию. Несмотря на принимаемые органами прокуратуры меры, качество следствия и дознания не всегда обеспечивает выполнение задач уголовного судопроизводства, что вызывает обоснованные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и непринятие правоохранительными органами необходимых мер по раскрытию и расследованию преступлений. При снижении количества лиц, задержанных в порядке ст.91 УПК РФ в рамках и следствия и дознания, с 2509 человек в 2006 году до 2320 (на 7,5%), прокуратурой области по-прежнему выявляются факты необоснованного задержания граждан при отсутствии оснований, предусмотренных законом. В прошедшем году освобожденных по этому основанию - 4. Анализ результатов рассмотрения прокурорами вопроса о даче согласия на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу показал, что число таких ходатайств в 2007 году снизилось по сравнению с прошлым годом с 2437 до 2145. При этом число отклонённых судами ходатайств об аресте за указанный период уменьшилось со 164 в 2006 году до 150 в 2007 году. При этом суды мотивируют такие решения тем, что подозреваемые (обвиняемые) имеют постоянное место жительства, нет оснований полагать, что они склонны к совершению преступлений. Остается значительным число лиц, в отношении которых на стадии предварительного следствия прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям - 47. По-прежнему достаточно высоко число возвращенных судами в порядке ст.237 УПК РФ уголовных дел для дополнительного расследования (196), особенно расследовавшихся следственными органами МВД (141 или 71,9%). Основными причинами этого явилось нарушение требований при составлении обвинительного заключения, проявленная при этом небрежность, нарушение прав участников уголовного судопроизводства. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что качество расследования дел органами следствия и дознания милиции продолжает оставаться на низком уровне, а так же о ненадлежащем прокурорском надзоре на данном участке. По результатам анализа данный вопрос рассмотрен на совещании при первом заместителе прокурора области. В 2007 году судами постановлено 29 оправдательных приговоров в отношении 36 человек, в то время как в 2006 году постановлено 27 оправдательных приговоров в отношении 30 человек. Кроме того, в 2007 году судами прекращено по реабилитирующим основаниям 13 уголовных дел в отношении 15 лиц. По прежнему основными причинами вынесения судами оправдательных приговоров и прекращения дел по реабилитирующим основаниям являются неполнота и низкое качество следствия, расхождение в оценке полученных доказательств по делу, нарушение норм уголовно-процессуального закона при производстве следственных действий. В прошедшем году в районные суды Воронежской области поступило на рассмотрение 18 исковых заявлений граждан о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, на общую сумму около 40 млн. руб. Рассмотрено 13 дел, из них удовлетворены требования по 6 искам с взысканием с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда на общую сумму 455 тыс. руб. Остальные находятся в стадии рассмотрения. Вынесение незаконных и необоснованных решений по уголовным делам является недопустимым, так как влечет нарушение прав и свобод граждан и как последствие реализацию ими права на компенсацию ущерба. Предпринимаемые и планируемые меры по исправлению ситуации. Установлена практика заслушивания на оперативных совещаниях при первом заместителе прокурора области, либо на заседаниях коллегии: каждого факта возвращения дел в порядке ст. 237 УПК РФ, незамедлительно по получении информации об этом; вынесения судом оправдательных приговоров; изменения, либо отмены, обвинительных приговоров; незаконного задержания и ареста; незаконного привлечения к уголовной ответственности.По результатам принимать меры дисциплинарной, либо материальной ответственности к виновным должностным лицам. Правоохранительным органам предлагается ввести аналогичную практику с информированием о принимаемых мерах надзирающего прокурора. Результаты обсуждений доводить до сведения горрайпрокуроров, руково-дителей правоохранительных органов для исключения брака в работе. Наладить систему обучения оперативных работников, обратив особое внимание на молодых специалистов. Организовать выезды на места с оказанием практической помощи». С завершающим словом выступил начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павел Ефименко, который отметил, что проблема борьбы с коррупцией – это общегосударственная задача. Обсуждение данного вопроса в ходе совещания показало, что работа по противодействию коррупции на территории области проводится достаточно эффективно. Но этой работой необходимо заниматься более системно и квалифицированно, обозначить приоритеты в борьбе с коррупцией. Так, наиболее частые нарушения в Воронеже связаны с оборотом земельных участков, что порождает коррупционные проявления. Необходимо обратить внимание на соблюдение земельного законодательства; решительно проводить работу по выявлению более крупных субъектов-взяткополучателей и размеров взяток; проверить наличие на сегодняшний день в области ограничений и запретов, которые являются предпосылками возникновения коррупции, упросить порядок получения необходимых разрешений; необходимо провести проверки соблюдения должностными лицами административных регламентов и должностных инструкций, поскольку их нарушение также влечет за собой факты коррупции. Что касается защиты прав граждан в уголовном судопроизводстве, Павел Ефименко отметил, что на недавно прошедшей коллегии Генеральный прокурор Российской Федерации поставил прокурорам задачу давать принципиальную оценку по каждому факту укрывательства преступлений, нарушения прав граждан, привлекать виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной. Сегодня в целом снижается уровень преступности, что даёт возможность прокурорам сосредоточиться на соблюдении прав граждан. Необходимо принимать максимальные меры к снижению нарушений. Павел Ефименко положительно оценил работу координационного совещания. |
||