Главная

Разъяснение законодательства

Внимание предпринимателей. Изменения законодательства о государственном и муниципальном контроле в 2017 году.

24. 01.2017

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), вступающие в силу с 01.01.2017.

Закон № 294-ФЗ дополнен статьей 8.2 «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований», которой на контролирующие органы возложено осуществление мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В целях профилактики органы контроля: обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети Интернет для каждого вида контроля перечней нормативных правовых актов (их отдельных частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контрольно-надзорной деятельности, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; осуществляют информирование хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами; обеспечивают регулярное обобщение практики осуществления контрольно-надзорной деятельности и размещение на официальных сайтах в сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься в целях их недопущения; выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В Закон № 294-ФЗ введена статья 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями», в которой определен порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. К таким мероприятиям отнесены: 1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств; 2) административные обследования объектов земельных отношений; 3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга; 4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы; 6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и СМИ; 7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях хозяйствующего субъекта, обязанность по представлению которой возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом; 8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

При этом, статья 2 Закона № 294-ФЗ «Основные понятия» дополнена пунктом 5.1, которым установлено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований» - утверждаемые федеральными органами исполнительной власти параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в пунктах 3-7 части 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Внесены изменения в перечень оснований для проведения внеплановых проверок, установленных частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Например, нарушение прав потребителей будет являться основанием для проверки только в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к хозяйствующему субъекту и такое обращение не было рассмотрено либо требования не были удовлетворены.

Изменен подход к рассмотрению заявлений и обращений граждан, которые могут являться основаниями для проведения внеплановых проверок. Так, при наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо органа контроля обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченными должностными лицами органа контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При этом, контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

Статья 12 Закона № 294-ФЗ «Выездная проверка» дополнена частью 7, в соответствии с которой, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя), руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо контролирующего органа составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин. В этом случае орган контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В Закон № 294-ФЗ введена новая статья 16.1 «Контрольная закупка». Так, контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых хозяйствующих субъектов, а по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, - по согласованию с органами прокуратуры. Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора) и свидетелями. Хозяйствующему субъекту, в отношении которого проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления. Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством РФ.

(Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства)

Прокуратура Воронежской области
Версия сайта до 21.05.2020
© 2007-2020 Прокуратура Воронежской области Все права защищены