Вопросы противодействия правонарушениям и преступлениям коррупционного характера находятся в постоянном поле зрения прокуратуры области.
В истекшем периоде 2010 года прокуратурой выявлено 2900 нарушений действующего законодательства о противодействии коррупции (в аналогичном периоде прошлого года –2319), в том числе 301 незаконный правовой акт.
В целях устранения выявленных нарушений прокурорами принесено 296 протестов, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 138 заявлений, внесено 513 представлений об устранении нарушений законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечено 452 должностных лица, объявлено 26 предостережений о недопустимости нарушения закона.
По материалам прокурорских проверок возбуждено 11 уголовных дел.
В результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные положения исключены из 179 нормативных правовых актов и их проектов. Исполнение возложенных на органы прокуратуры полномочий по предупреждению коррупционных правонарушений, в том числе проведение антикоррупционной экспертизы на стадии законопроектной деятельности, позволило предотвратить массовое принятие нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, противоречащих законодательству о противодействии коррупции.
Результаты анализа надзорной деятельности свидетельствуют, что в муниципальных образованиях области по по-прежнему достаточно распространены нарушения порядка ведения кадровой работы, служащими нарушаются запреты, не соблюдаются ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, муниципальные правовые акты, регламентирующие прохождение службы, противоречат действующему законодательству, ненадлежащим образом организована работа кадровых служб по предупреждению коррупционных правонарушений в среде муниципальных служащих.
Факты непредставления или же представления неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, либо с нарушением установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» сроков, не проведения кадровыми службами органов местного самоуправления проверок полноты и достоверности представленных сведений, отсутствия со стороны таких служб контроля за ходом предоставления как претендентами на замещение должностей муниципальной службы, так и муниципальными служащими вышеназванных сведений отмечаются практически всеми прокурорами районного звена. Следствием этого являются многочисленные правонарушения со стороны муниципальных служащих, в том числе имеющие признаки коррупциогенности.
Прокурорами выявлены факты сокрытия сведений об имуществе, находящемся в пользовании муниципальных служащих, либо членов их семей (Богучарский, Кантемировский, Каширский, Лискинский, Новоусманский, Ольховатский, Острогожский, Семилукский, Коминтерновский районы); случаи сокрытия как претендентами при поступлении на муниципальную службу, так и непосредственно муниципальными служащими сведений о полученных в отчетном периоде своих доходах, либо доходах своих супругов (Борисоглебский, Кантемировский, Острогожский, Павловский районы).
К примеру, Трепалин В.А., принятый на должность главного специалиста отдела ЖКХ, благоустройства и санитарного содержания территории управы Коминтерновского района г.Воронежа, при поступлении на службу в январе текущего года указал в виде дохода за 2009 год 80 тыс. руб., а при подаче сведений к 30 апреля 2010 года, указал дополнительный доход, помимо названной суммы, еще 500 тыс. рублей. Вместе с тем, кадровой службой управы района проверка по данному факту не проводилась, оценка действиям Трепалина В.А. не давалась.
Прокурорами Верхнехавского, Рамонского, Семилукского районов выявлены факты нарушения муниципальными служащими установленных действующим законодательством сроков предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей.
Более того, муниципальные служащие отдельных органов местного самоуправления Бобровского, Бутурлиновского, Верхнехавского, Воробьевского, Грибановского, Каменского, Калачеевского, Лискинского, Кантемировского, Нижнедевицкого, Новохоперского, Острогожского, Павловского, Панинского, Поворинского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Таловского, Терновского, Эртильского муниципальных районов, вообще не представили указанные выше сведения.
По всем выявленным нарушениям внесены акты прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Большинство нарушений установленных законом запретов и ограничений выявлено в органах местного самоуправления г.Воронежа. К примеру, в нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции» заместитель руководителя управы Железнодорожного района г.Воронежа Болдырев А.Г. своевременно не передал в доверительное управление акции РАО «Газпром»; заместитель руководителя управы этого же района Пушкарский С.Г. – акции ОАО Сбербанка РФ.
Начальник отдела управы Ленинского района городского округа – г.Воронеж Барбашин А.Ю. при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сокрыл сведения о своем участии в ООО «Алмаз».
Согласно данным налоговых органов, руководитель территориального отдела городского микрорайона Тенистый управы Советского района г.Воронежа Бурдейный А.И. являлся одним из соучредителей ООО Строительная компания «БиС – ВиктАл». Данная информация также была им сокрыта при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Многочисленные нарушения, в том числе и способные спровоцировать коррупционные действия муниципальных служащих, выявлены в ходе проверки в Воронежской городской Думе.
К примеру, согласно сведениям налоговых органов специалист 1 категории отдела по обеспечению деятельности председателя Воронежской городской Думы Жуков Я.А. являлся учредителем и генеральным директором ООО «Концерн Воронеж». Помимо этого, он одновременно входил в состав учредителей ООО «Коллекторское агентство Центр ЮСБ-Черноземье», ООО «Диона», ООО «Управляющая компания Мастер +».
Главный специалист сектора постоянных комиссий организационного отдела Воронежской городской Думы Юдин А.В. являлся директором ООО «Жилсервис».
Главный специалист сектора постоянных комиссий организационного отдела Воронежской городской Думы Фаронова М.К. входила в состав учредителей ООО «Диалог» и ООО «Техинвест».
Специалист сектора постоянных комиссий организационного отдела Воронежской городской Думы Голев С.С. числился в качестве учредителя ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 17» и ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 42».
Зенищева (Рымарь) Я.А., принятая на должность главного специалиста организационно-контрольного отдела Воронежской городской Думы на основании распоряжения от 12.02.2007, являясь муниципальным служащим, вопреки установленному законодательством запрету, совместно с иными лицами 14.06.2007 учредила на территории Воронежской области коммерческие организации ООО «Недропром» и ООО «Мостострой». Вместе с тем, в апреле 2009 года она представила в кадровую службу Воронежской городской Думы сведения, в которых сокрыла участие в вышеназванных коммерческих организациях. Своевременно мер по выходу из состава учредителей названных обществ, либо передаче в доверительное управлении принадлежащей ей доли участия Зенищева Я.А. не предприняла. Несмотря на длительное участие в деятельности коммерческих организаций, руководством Воронежской областной Думы вопрос о привлечении ее к дисциплинарной ответственности не ставился.
По всем указанным выше фактам принесены акты прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых приняты меры к устранению выявленных нарушений закона, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокурорами продолжают выявляться факты несоблюдения квалификационных требований при назначении граждан на должности муниципальной службы.
К примеру, 25.01.2007 на должность заместителя главы администрации Новохоперского района – начальника отдела по делам ГО и ЧС назначен Пищугин С.И. Замещая высшую муниципальную должность, Пищугин С.И. не имел высшего образования, что является необходимым в соответствии с законодательством о муниципальной службе. При этом, его кандидатура на рассмотрение Совета народных депутатов муниципального района, как того требует Устав района, не выносилась. Указанное лицо было назначено на муниципальную должность исключительно на основании волеизъявления руководства района. Представление прокурора района рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Вопрос по заместителю главы администрации района Пищугину С.И. планируется рассмотреть на ближайшем заседании Совета народных депутатов района.
Прокурором Павловского района установлено, что начальник сектора по развитию городского хозяйства и жилищным вопросам администрации городского поселения – город Павловск Писарев Е.М. замещал ведущую муниципальную должность, не имея предусмотренного законодательством стажа муниципальной службы, либо стажа работы по специальности. В этом же районе в администрациях еще 4 сельских поселений выявлены факты замещения муниципальных должностей лицами, не соответствующими квалификационным требованиям.
По результатам рассмотрения представлений прокурора района виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, лица, не соответствующие квалификационным требованиям, переведены на нижестоящие должности либо уволены с муниципальной службы.
Постоянное внимание органами прокуратуры области уделяется и вопросам надзора за исполнением законодательства об использовании государственного и муниципального имущества.
Так, прокуратурой города Нововоронежа в ходе проверки законности ликвидации МУП «Нововоронежское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» и реализации его имущества установлен факт продажи 43 единиц транспорта, принадлежащих указанному унитарному предприятию, по заведомо заниженным ценам.
По результатам прокурорской проверки в апреле 2010 года вынесено постановление о направлении материалов в ОВД по городскому округу - город Нововоронеж для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений. До настоящего времени окончательное решение по материалу не принято.
Также большое внимание в ходе надзорной деятельности уделяется вопросам исполнения законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.
К примеру, Россошанским межрайонным прокурором установлено, что в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции и защите конкуренции администрацией городского поселения - г. Россошь заключались договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств без проведения открытого конкурса. Только после принесения межрайпрокурором акта реагирования администрацией городского поселения приняты меры к надлежащему исполнению требований действующего законодательства.
Одной из наиболее подверженных возникновению и развитию коррупционных отношений является деятельность государственных и муниципальных органов, реализующих контрольно-надзорные и разрешительные функции.
Прокурором г. Воронежа опротестованы три нормативных правовых акта Воронежской городской Думы, в том числе отдельные положения Устава г.Воронежа, незаконно наделявшие органы исполнительной власти городского округа - г. Воронеж полномочиями по контролю за работой транспортных предприятий и организаций, независимо от форм собственности, эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и пр. Протесты рассмотрены, требования прокурора удовлетворены.
В первом полугодии 2010 года прокурорами с обвинительными заключениями в суды направлено 99 уголовных дел коррупционной направленности (получение и дача взяток, служебный подлог, превышение должностных полномочий и др.) в отношении 102 лиц.
Судами рассмотрено 65 уголовных дел. Из них 5 уголовных дел - в отношении глав муниципальных образований и местных администраций, 5 дел в отношении 7 сотрудников милиции, 2 дела в отношении 2 сотрудников У федеральной службы исполнения наказаний, 2 дела в отношении 2 сотрудников Управления федеральной службы судебных приставов, 1 дело в отношении 1 сотрудника Управления МЧС, 1 дело в отношении следователя СУ СК при прокуратуре РФ по Воронежской области.
Анализ судебных решений показал, что практически по всем делам данной категории судами назначалось наказание в виде лишения свободы условно (36 приговоров) или штрафа (18 приговоров), то есть не связанное с реальным отбыванием наказания.
По 3 уголовным делам судом назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с обслуживанием материальных ценностей (дела по ч.3 ст.160 УК РФ).
Абсолютное большинство преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки), приходится на преступления, совершенные преподавателями учебных заведений и врачами.
Как и ранее, размеры выявленных взяток крайне невелики, в основном до 1000 рублей.
Основной упор в борьбе с коррупционными преступлениями и правонарушениями делается на координацию деятельности правоохранительных органов.
Работа прокуратуры в сфере противодействия коррупции продолжается.