Завтра, 9 декабря, отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
День борьбы с коррупцией провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН, в связи с тем, что в 2003 году 9 декабря была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003 г.).
Россия подписала данную Конвенцию в 2003 году, а вступила в силу она в нашей стране с 8 июня 2006 года. В настоящее время в стране фактически сформирована законодательная база по вопросам противодействия коррупции.
В органах прокуратуры создана система надзора за исполнением законов о противодействии коррупции. С 2007 года в прокуратуре Воронежской области работает отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Коррупция – это не оригинальная российская проблема. Она присутствует во многих странах мира, однако в нашей стране коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное локальное явление в области экономики, государственного и муниципального управления. Это система отношений, которая пронизывает все сферы общества, его институты и ведет к многочисленным негативным последствиям, деформирует экономические отношения, отторгает духовно-нравственные ценности.
В ходе трансформации российского общества коррупция приобрела масштабный характер, фактически стала нормой жизни не только чиновников, но и простых граждан.
Вместе с тем, коррупция дискредитирует право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, угрожает общественной и национальной безопасности, разрушает демократические институты государства и общества. Она отрицательно влияет на имидж России в мировом сообществе, ставит барьеры на пути притока в страну необходимых инвестиций.
Наиболее опасной формой коррупции является преступная деятельность должностных лиц органов власти и управления, правоохранительных, контролирующих и иных органов. Совместными усилиями правоохранительных служб и прокуроров в области достигнуты определенные результаты в противодействии коррупционным преступлениям.
За 9 месяцев 2016 года выявлено 319 коррупционных преступлений, совершенных на территории области. При этом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно (со 133 до 164 или на 23,3 %) выросло число зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки), в том числе в 3 раза - в крупном и особо крупном размере. Кроме того, более чем в 2,5 раза выросла общая выявляемость таких преступлений.
Наибольшее количество коррупционных преступлений в текущем году выявлено в сфере образования, в правоохранительной службе, а также в сфере здравоохранения.
К примеру, сотрудниками правоохранительных органов пресечена преступная деятельность главного врача Воронежской городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 8 Юрия Холубкевича, пытавшегося похитить бюджетные средства путем перечисления аффилированным организациям оплаты за фактически не оказанные услуги, непроизведенные работы и аренду оборудования, стоящего на балансе больницы. Уголовное дело в отношении Холубкевича направлено в суд, которым постановлен обвинительный приговор.
Как и ранее, основными субъектами получения взяток являются работники органов образования – 39,4 % от общего количества лиц, уличенных в получении взяток, здравоохранения – 21,2 %, сотрудники правоохранительных органов – 15,1 %, государственные и муниципальные служащие – 12,1 %.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за законностью при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях.
В текущем году прокурорами внесено 28 требований об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, в том числе 12 – в связи с допущенной по делам волокитой, отменено 7 незаконных постановлений о прекращении уголовного дела, 9 – о приостановлении предварительного следствия, для производства дополнительного следствия и пересоставления обвинительного заключения возвращено 8 уголовных дел.
Наиболее яркой иллюстрацией деятельности по противодействию коррупционной преступности является уголовное преследование лиц, совершивших указанные преступления, завершившееся постановлением обвинительных приговоров.
Так, в текущем году с постановкой обвинительных приговоров судами рассмотрено 127 уголовных дел в отношении 127 человек. Осуждено 4 должностных лица органов государственной власти, в том числе глава местной администрации, 6 сотрудников полиции, 24 лица, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, 69 граждан за дачу взятки, 5 сотрудников учреждений образования, 7 сотрудников учреждений здравоохранения, 1 сотрудник МЧС, 1 сотрудник УФСИН, 1 сотрудник УФСКН, 1 сотрудник ФССП, 3 адвоката.
При этом в последнее время при осуждении за преступления коррупционной направленности, отнесенных к категории тяжких и особо тяжких, судами чаще стало назначаться более строе наказание – реальное лишения свободы, что в полной мере соответствует позиции государственного обвинения.
Так, апелляционным определением от 15 сентября 2016 года при повторном рассмотрении представления государственного обвинителя изменен приговор Павловского районного суда Воронежской области в отношении бывшего начальника отдела МВД России по Павловскому району Воронежской области Николая Сабельникова. Последний был осужден к условной мере наказания за получение взятки в размере 260 тыс. рублей. Подтвердив факт виновности Сабельникова в совершении инкриминируемого ему преступления суд апелляционной инстанции, согласившись с мнением представителя прокуратуры, определил отбывание наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев в колонии строгого режима. Сохранив дополнительное наказание в виде лишения права занимать в государственных, правоохранительных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сроком на 2 года, апелляционная инстанция назначила дополнительное наказание в виде штрафа в размере 2 млн. 600 тыс. рублей, что соответствует 10-кратной сумме взятки.
В текущем году вступил в силу приговор Ленинского районного суда г. Воронежа, которым бывший руководитель управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области Александр Трубников осужден за получение взяток в особо крупном размере и приговорен к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 150 млн. рублей и лишением права занимать должности на государственной и муниципальной службе сроком на 3 года.
Наметившаяся тенденция в полной мере соответствует требованиям действующего уголовного закона, содержащим четкое разграничение видов наказания, назначаемых за совершение коррупционных преступлений небольшой тяжести от наказания за более тяжкие преступления.
Значительная работа проведена прокурорами в области пресечения нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействия коррупции.
По сравнению с прошлым годом общее количество выявленных прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства возросло. За 9 месяцев 2016 г. выявлено более 6,7 тыс. нарушений. В целях их устранения принесено 1103 протеста на незаконные правовые акты, в суды направлено 166 заявлений, внесено 892 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 914 должностных лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 66 правонарушителей, в следственные органы направлено 2 материала для решения вопроса об уголовном преследовании виновных.
На постоянной основе проводились проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в территориальных подразделениях федеральных ведомств, региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления. В ходе данных проверок особое внимание уделялось вопросам соблюдения установленных законом обязанностей, запретов и ограничений при поступлении, прохождении и прекращении государственной и муниципальной службы.
Серьезные нарекания со стороны прокуроров вызывало исполнение ответственными подразделениями органов государственной власти и местного самоуправления полномочий по профилактике коррупционных правонарушений среди своих сотрудников, обеспечению деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Особо пристальное внимание при осуществлении надзорных мероприятий органами прокуратуры уделяется вопросам соблюдения должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений.
Продолжали выявляться многочисленные факты неисполнения чиновниками обязанности о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и имущественных обязательствах. По-прежнему отмечались факты укрытия государственными и муниципальными служащими, выборными должностными лицами, руководителями государственных и муниципальных учреждений сведений о принадлежащих автомобилях, земельных участках, квартирах и денежных средствах, хранящихся на банковских счетах.
Выявлялись факты игнорирования запретов на участие служащих в управлении коммерческими организациями, одновременное прохождение службы родственниками в условиях непосредственной соподчиненности. Не всегда чиновниками исполнялись требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, связанного с личной заинтересованностью при исполнении своих должностных обязанностей.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства в различных отраслях и выявлении нарушений им дается оценка на предмет наличия коррупционной составляющей.
Постоянное внимание органами прокуратуры области уделялось вопросам надзора за исполнением бюджетного законодательства. Имелись нарушения в деятельности органов финансового контроля, не всеми органами местного самоуправления соблюдались необходимые требования при расходовании бюджетных средств, освещении своей деятельности в ходе исполнения бюджетов, а также принятии нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений.
Не соответствовали федеральному законодательству также отдельные положения правовых актов в сфере закупочной деятельности. В них содержались противоречивые требования к процедуре проведения торгов и их форме, правилам определения цены контрактов, обжалования результатов закупок. Выявлялись случаи бездействия органов местного самоуправления по надлежащему информационному обеспечению закупок.
Допускались факты неправомерного осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд без проведения конкурсных процедур, многочисленные нарушения в ходе их проведения и при определении цены контрактов.
При осуществлении надзора за исполнением законов при использовании государственного и муниципального имущества выявлялись факты его ненадлежащего учета, неправомерной передачи гражданам и коммерческим организациям. Имелись случаи отчуждения указанного имущества без проведения конкурсов.
Основными нарушениями земельного законодательства, выявленными прокурорами в ходе проверок, являлись принятие незаконных правовых актов органами местного самоуправления, распоряжение муниципальными земельными участками с нарушением установленной процедуры, в т.ч. при продаже земель.
Нарушения антикоррупционного законодательства выявлялись в системе жилищно-коммунального хозяйства, сфере образования и других социально-значимых сферах.
По постановлениям прокуроров нарушители антикоррупционного законодательства привлекались к административной ответственности. Общая сумма назначенных административных штрафов составила более 2 млн. рублей. Основная масса административных дел возбуждалась за нарушение порядка осуществления закупочной деятельности (в т.ч. при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), в связи с неисполнением организациями требований о необходимости уведомления государственных органов о принятии на работу бывших государственных служащих.
Велась работа по привлечению к административной ответственности юридических лиц, от имени и в интересах которых совершались коррупционные преступления (ст. 19.28 КоАП РФ).
В текущем году возбуждено 2 дела об административном правонарушении названной категории. Например, прокурором г. Воронежа возбуждено административное дело в отношении ООО «Эрик» по факту незаконной передачи директором организации денежных средств сотруднику ГУ МВД области за прекращение проверки в отношении юридического лица. По результатам рассмотрения дела суд назначил организации штраф в размере 1 млн. руб.
Следует отметить, что за последние два года прокурорами возбуждено 17 подобных административных дел, по итогам рассмотрения которых судами назначены наказания в виде штрафов на общую сумму более 25 млн. рублей.
Прокуратурой области активно проводилась антикоррупционная экспертиза региональных и муниципальных нормативных правовых актов. Коррупциогенные факторы выявлены в 515 правовых актах и 134 проектах. Большинство коррупциогенных факторов отмечено в правовых актах, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина, порядок предоставления социальных гарантий должностным лицам.
Прокуратура области и сама инициировала принятие правовых актов. Так, в рамках реализации права нормотворческой инициативы прокуратурой области разработан и направлен на рассмотрение Воронежской областной Думы проект закона области, которым предусматривалось обязательное размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и имущественных обязательствах депутатов и членов их семей на официальном сайте представительного органа. В настоящее время данный проект утвержден, принятый закон работает.
Работа прокуратуры по противодействию коррупции продолжается.