09 декабря 2003 года на Всемирной конференции в городе Мерида (Мексика) была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. В ознаменование данного события данная дата по инициативе ООН объявлена Международным днем борьбы с коррупцией.
Цель Конвенции – предупреждение и искоренение коррупции, которая является одной из основных угроз экономической и политической безопасности любого государства. Указанный международный договор обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, принять соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с данным негативным явлением.
Конвенцию ратифицировала Российская Федерация, которой предпринят ряд последовательных мер, направленных на борьбу с коррупцией. Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции, Генеральной прокуратурой РФ, а затем на его основе и прокуратурой области, разработаны комплексные планы мероприятий по противодействию коррупции.
В прокуратуре области функционирует отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, возглавляет который старший советник юстиции Алексей Кныш.
Интервью с ним предлагаем Вашему вниманию.
Вопрос: Как можно оценить ситуацию с коррупцией в Воронежской области?
Ответ: Количество коррупционных преступлений на территории нашего региона в целом увеличилось. Это произошло за счет слаженной и последовательной работы правоохранительных органов по противодействию коррупционной преступности.
За 9 месяцев текущего года выявлено 265 преступлений, что на 5,6 % больше, чем в прошедшем году. По данному показателю регион находится на 3 месте в ЦФО.
Доля взяточничества составляет порядка 58 % от всех преступлений коррупционной направленности.
Пресечена коррупционная деятельность 2 руководителей муниципальных образований, 2 руководителей следственных органов, 4 адвокатов, 2 начальников подразделений полиции и более 20 служащих различных ведомств.
Совместные усилия правоохранителей и прокуратуры позволяют эффективно выявлять и пресекать хищения бюджетных средств, совершаемых путем незаконного получения субсидий, возмещения налога на добавленную стоимость, фиктивного трудоустройства, необоснованного начисления выплат стимулирующего характера. Из 45 таких преступлений, зарегистрированных на территории области, почти 10 % выявлено в ходе прокурорских проверок.
Однако об уровне коррупции в области нельзя судить лишь по данным показателям. Данное явление, пожалуй, как ни одно другое, является латентным. Не в последнюю очередь этому способствует пассивность простых граждан, предпринимателей, которые, как правило, не стремятся сообщать правоохранителям о вымогательстве у них взяток, замалчивают о проблемах.
Органами прокуратуры области активизирована работа, направленная на взыскание ущерба от актов коррупции. Принятыми мерами удалось добиться значительного увеличения (с 9 до 25) направленных в суд исков и общей суммы заявленных требований (с 1,3 млн. руб. до 71,9 млн. руб.). Судами рассмотрено и удовлетворено 13 заявлений прокуроров на сумму 20,5 млн. руб.
Вопрос: Вы упомянули о выявлении коррупционных преступлений непосредственно прокурорами. Расскажите об этом подробнее.
Ответ: Действительно, прокуратура не только осуществляет надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов. Прокуроры самостоятельно выявляют коррупционные преступления.
В прошлом году прокурорами инициировано возбуждение 7 уголовных дел, в этом - уже 9.
Например, специализированным подразделением по противодействию коррупции аппарата прокуратуры области с выездом на место проверено бюджетное учреждение здравоохранения «Графский санаторий для детей». Установлено, что более 1000 детей «отдохнули в санатории на бумаге». Главный врач учреждения давал подчиненным незаконные указания о фальсификации медицинских документов о якобы прохождении детьми санаторно-курортного лечения. В региональный департамент здравоохранения представлялись недостоверные отчеты о выполнении госзадания. Региональному бюджету причинен ущерб в размере более 14 млн. рублей.
По нашим материалам органами СКР области в отношении главврача возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ.
После проверки прокуратуры г. Воронежа в отношении двух сотрудников ГИБДД возбуждены уголовные дела в связи с получением взяток от водителей.
В Верхнехавском районе по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении директора школы, которым неправомерно заключен договор на перевозку детей со своим супругом и производилась оплата с завышением объемов.
Вопрос: Получается, что прокуроры надзирают за законностью, сами выявляют коррупционные преступления, и еще в судах государственное обвинение поддерживают?
Ответ: Совершенно верно. В связи с активизацией деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений коррупционной направленности значительно (на 75,3%) выросло количество рассмотренных судами дел. Государственные обвинители добились постановления 149 обвинительных приговоров в отношении 153 лиц. Одновременно практически в 2 раза (с 8 до 15) увеличилось число коррупционеров, осужденных к реальному лишению свободы. Не допущено оправдательных приговоров.
Не так давно состоялись приговоры по резонансным уголовным делам по обвинению во взяточничестве главного архитектора администрации города Воронежа Шевелева, адвоката Шмакова, обвиняемого в крупном мошенничестве, следователя СЧ по расследованию организованной преступной деятельности ГУ МВД Соломатина.
Примечательно, что в ряде случаев профессиональные юристы, обвиненные в коррупции, первоначально полностью отрицали свою причастность к преступлению, выстраивали различные версии, но после предъявления им квалифицированно собранных доказательств, фигуранты шли с обвинением на сотрудничество.
Одним из результативных примеров изобличения «коррупционной цепочки» является рассмотренное Левобережным районным судом уголовное дело об организованной преступной группе страховых мошенников. 5 инспекторов ОБДПС ГИБДД, эксперт-оценщик и 2 гражданских лиц совершали хищение денежных средств страховых компаний в виде выплат страхового возмещения по договорам ОСАГО путем обмана относительно наступления страховых случаев. За 5 лет они совершили 38 эпизодов мошенничества на сумму более 7 млн. руб. Участники ОПГ осуждены к реальному лишению свободы на сроки от 2 до 6 лет лишения свободы с крупными штрафами.
Ленинским районным судом осужден к лишению свободы и штрафу бывший главный специалист-эксперт отдела обеспечения УФНС области за то, что введя коммерсанта в заблуждение относительно своих служебных полномочий, получил 800 тыс. рублей за освобождение от налоговой проверки.
Приговором Железнодорожного районного суда 2 сотрудника ППС УМВД России по г. Воронежу признаны виновными в получении взятки в особо крупном размере от двоих задержанных за не привлечение их к административной ответственности, а также за незаконное применение в отношении потерпевших насилия (ч.3 ст.286 и ч.5 ст.290 УК РФ). Полицейские осуждены к 5 и 6 годам лишения свободы с отбыванием в ИК строгого режима.
Вопрос: в средствах массовой информации все чаще обозначается тема конфликта интересов. Какова ситуация в регионе?
Ответ: Проблема преодоления конфликта интересов остается весьма острой. В 10 раз (с 17 до 170) увеличилось число таких нарушений. Теоретические знания антикоррупционного законодательства не всегда реализуются государственными и муниципальными служащими на практике.
Прокуроры выявляли факты, когда сотрудники ГИБДД выдавали себе водительские удостоверения, регистрировали собственные автомобили, выдавали государственные регистрационные знаки родственникам. Этим фактам руководство ГУ МВД дало самую принципиальную оценку, полицейские привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.
Непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов отмечалось на муниципальном уровне. Нарушения связаны с принятием главами органов местного самоуправления родственников на работу в качестве бухгалтеров, водителей. Прокуроры добивались привлечения глав администрации к дисциплинарной ответственности и расторжения трудовых отношений с родственниками.
В поле зрения прокуроров оставались вопросы конфликта интересов в медицинских организациях. Зафиксировано более 20 случаев нахождения медработников в условиях непосредственной подчиненности с родственниками. Принятыми мерами прокурорского реагирования удалось исправить сложившуюся ситуацию.
Подчеркну, вопрос не в медицинских, юридических, педагогических династиях. У нас разрешено быть потомственным врачом, учителем, юристом. Проблема в другом- закон запрещает занимать административные должности, если в непосредственном подчинении находятся члены семьи. Нельзя бюджетные организации рассматривать в качестве удельных княжеств. Хочешь строить семейный бизнес, пожалуйста, но только не в государственном учреждении.
Вопрос: Новое направление развития антикоррупционного законодательства - представление сведений о доходах депутатами представительных органов. Какие нарушения в деятельности депутатского корпуса выявлены прокурорами?
Ответ: Зачастую депутаты укрывали сведения об имеющейся недвижимости, транспортных средствах и банковских счетах. В отдельных случаях это служило основанием для увольнения в связи с утратой доверия по актам прокурорского реагирования. Например, по представлению прокуратуры в связи с сокрытием сведений о двух десятках собственных объектов недвижимости (нежилые помещения, земельные участки) досрочно прекращены полномочия депутата Нововоронежской городской Думы.
Депутат Панинского Совета народных депутатов также лишен полномочий по представлению прокурора за несообщение сведений о доходах.
Вопрос: Насколько сегодня нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и государственной власти представляют чиновникам «лазейки» для злоупотреблений?
Ответ: Проводимая прокурорами антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов носит превентивный характер. Она способствует минимизации коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов власти.
В текущем году коррупциогенные факторы прокурорами выявлены более чем в 1 тыс. нормативных правовых актах областного и муниципального уровня, а также в более 100 проектах таких актов.
Отдельные правовые акты принимались уполномоченными органами власти с превышением их полномочий, на граждан возлагались обременительные требования, не регламентировались сроки и основания принятия решений должностными лицами.
Прокурорское вмешательство позволило своевременно устранить излишние административные барьеры и возможность произвольных действий чиновников.
Беседу с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Алексеем Кнышом провел старший помощник прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации Михаил Усов.